Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
AngelLu24 ноября 2013 г.Роман социальный, антинигилистический, глубоко политизированный, задумывался Достоевским как памфлет о революционной организации и методах ее распространения. Тем не менее, в процессе написания проблематика «Бесов» претерпевает серьезные изменения, в сюжет вплетаются новые герои, в результате чего первоначальный замысел автора отодвигается на второстепенный план, уступая место религиозной составляющей – проблеме веры и неверия, присутствующей на протяжении всего повествования.
Действие романа происходит в безвестном губернском городе; можно предположить, что отсутствие в данном случае каких-либо более конкретных описаний места событий следует соотнести с идеей «от общего к конкретному»: описываемая история вполне могла произойти в любом городе; таким образом, на примере одного города показываются тенденции, характерные для всей страны.
Один из центральных героев, Петр Степанович Верховенский, глава революционной силы, приезжает в город «… для систематического потрясения основ, для систематического разложения общества и всех начал…». За болтливостью, некоторой комичностью и бьющей через край подвижностью умело скрывается холодный расчет честолюбивого мошенника, замышляющего бесовщину.
Другой значимой фигурой «Бесов» является Шатов – воплощение националиста, проповедующего теорию о народе-богоносце. Согласно его идее, Бог есть синоним народности: без Бога нет народа, и чем Бог могущественнее, тем сильнее его народ. Именно Россия, по его словам, должна спасти мир; таким образом, любовью к народу Шатов пытается пробудить в себе верующего человека.
Полной противоположностью Шатову в романе выступает Алексей Кириллов. Рассеянный молодой человек далек от идей избранности русского народа настолько, что говорит не совсем внятно, достаточно бегло, не в полной мере владея русским языком. Атеист, богоборец, его идея состоит в самоубийстве как способе стать человекобогом. Бог – это всего лишь страх смерти. Бесчисленное количество людей заканчивали жизнь самоубийством, но у них всегда был мотив, причина такого отчаянного поступка. Кириллов же вынашивал в себе идею покончить с собой просто так, чтобы заявить, что он сам себе Бог, и таким образом послужить началом перерождения общества.
Главного же героя романа я приберегла напоследок. Николай Всеволодович Ставрогин, сын богатой помещицы, около 25 лет, наделен почти идеальной красотой и известен своими полубезумными выходками. Он не старается понравиться, но неизменно вызывает восхищение у публики. Именно Ставрогин – то солнце, вокруг которого вращаются остальные персонажи. Учитель нигилистов, создатель идеологии революционеров, хотя сам им не являющийся, Николай Всеволодович косвенно послужил тому бесчинству, которое произошло в городе. «Подговорите четырех членов кружка укокошить пятого, под видом того, что тот донесет, и тотчас же вы их всех пролитою кровью, как одним узлом, свяжете». Этот совет Верховенский не замедлил в точности воплотить в жизнь, запуская механизм разрушения.
Ставрогину характерны пресыщенность, нравственная раздвоенность, тяготение как к добру, так и ко злу как средство заполнения внутренней пустоты. От одолевающей его скуки он ставит различные эксперименты, развращает души, внушая Шатову религиозность и божественность народа, а Кириллову, человеку верующему, – атеизм, божественность каждого индивидуума. Ставрогин вызывает и принимает вызовы на дуэль, только чтобы растормошить себя; он женится на помешанной, которая ему прислуживает, только чтобы сделать свою жизнь еще более несносной, чуть позже давая негласное согласие на ее убийство, чтобы освободить себя для новой жертвы. Высшим грехом этого беса становится совращение маленькой девочки, лет четырнадцати, вскоре повесившейся. Не знающий ни в чем сожаления, ни в чем не раскаивающийся, Ставрогин ищет и не находит способ избавиться от беса в себе.Русская классика всегда требовала у меня гораздо большего внимания и концентрации на тексте, чем зарубежная проза. Хотя, рассуждая логически, в силу менталитета все должно быть с точностью до наоборот. Сегодня я нашла вполне сносное объяснение этому факту. Все дело в героях и их "весе" в произведении. Поясню: в романах иностранных авторов по большей части делаю суждение о том или ином герое на основе его поступков. Предельно просто, не правда ли? В русской классике герой много думает, размышляет, занимается самокопанием, приходит к кому-то в гости и делится своими идеями, либо наоборот - в надежде одурачить собеседника говорит совершенно противоположное тому, что думает. Это влияет на динамику повествования, что требует определенной филологической формы читающего. Впрочем, это объяснение - первое, что пришло в голову, поэтому его можно и нужно развивать.
Касательно "Бесов" скажу одно - мне очень понравилась пара "Верховенский-Ставрогин". Первый описан как явный антигерой, средоточие всего зла и бесовщины. Второй, на первый взгляд, во всех смыслах положительный молодой человек: красив, умен, скромен, оказывается гораздо большим злом, чем Петр Степанович. Человек, творящий зло умышленно, идущий к своей цели самым прямым путем, ужасен. Но человек, совершающий преступления просто от скуки и внутренней пустоты - это уже помешательство, которое угрожает не только стоящим на пути, а любому встречному. Бойтесь повстречаться такому вот "Ставрогину".757