Рецензия на книгу
The Chosen and the Beautiful
Nghi Vo
Аноним9 декабря 2022 г.Неизвестно, чего он ожидал, но явно не такого поворота событий, и, справедливости ради, подобных явлений от Гэтсби не ожидал никто.Что мы знаем о Джордан Бейкер, второстепенном персонаже "Великого Гэтсби", от лица которой ведется повествование в "Избранных и прекрасных"?
Юная прожигательница жизни, знаменитая чемпионка игры в гольф, близкая подруга Дэйзи - предмета одержимости заглавного героя. Носит летящие белые платья, с детства окружена роскошью и блеском высшего общества, чаще всего кажется поверхностной, но, судя по отдельным метким замечаниям, вряд ли таковой является. Некоторое время что-то такое, не совсем ясное, крутила с Ником Каррауэем, рассказчиком в этом великом американском романе. Любит раскидываться на гигантской тахте. И - самое интригующее! - в понимании Каррауэя, неисправимо бесчестна.Есть ли в таком персонаже и связанной с ним каноничной истории потенциал для интересного переосмысления?
Безусловно!
Получилось ли у Нги Во это сделать?
Лучше, чем я ожидала.
Стоит ли освежить в памяти оригинал перед тем, как читать эту книгу?
Пожалуй, иначе есть риск не уловить добрую половину удачных инверсий и дополнений.В "Избранных и прекрасных" Джордан Бейкер по-своему рассказывает историю Дэйзи Бьюкенен и её фатальных отношений с Джеем Гэтсби, не забывая и о себе любимой.
По новой версии событий Джордан родилась во вьетнамском Тонкине, едва ли не насильно была вывезена (спасена?) из этой французской колонии Элайзой Бейкер во время бегства оттуда иностранцев, после чего влилась в мир "старых денег" так ловко, словно он изначально был ей предназначен. Отыгрывая роль азиатской диковинки в своем шикарном окружении, Джордан с легкостью извлекала максимум пользы из своего положения, пока не наступило то самое злополучное нью-йоркское лето 1922 года, когда она воссоединилась с давней подругой Дэйзи, познакомилась с её двоюродным братом Ником Каррауэем, узнала, что по соседству устраивает шикарные вечеринки давно знакомый ей по Луисвиллу Джей Гэтсби, а заодно получила повод переживать о собственном будущем из-за принятия закона о депортации азиатских мигрантов.Интересно, как, тщательно воссоздавая канву оригинала, автор умудряется добавить логики и глубины мотивациям героев и отдельным поворотам сюжета.
И в самом деле, неужели никому никогда не приходило в голову дополнительное объяснение привязанности Ника к Гэтсби? Не слишком ли наигранной выглядит якобы случайная смерть Миртл Уилсон в дорожной аварии? И откуда всё-таки у выпрыгнувшего, как чертик из табакерки, Джея такие деньжищи?..
Здесь объясняется и обыгрывается буквально всё, включая мелкие детали канона вроде фразы "Их белые платья подрагивали и колыхались, как будто они обе только что опустились здесь после полета по дому".
Каждый невольно цеплявший ранее взгляд пустяк встает на свое место, каждая неясность получает уместную интерпретацию. А то, что для этого пришлось подтянуть в сюжет капельку магического реализма, флакончики с дурманящим демоником, намеки на способы потери души и способность оживлять вырезанные из бумаги объекты, ничуть не портит историю. Во словно воплощает магию, и без того прятавшуюся в оригинале, она умело использует метафоры Фицджеральда и приоткрывает мрачные тайны, скрывающиеся под романтическим лоском "века джаза".Однако, несмотря на слово "фэнтези" на обложке, роман не так уж глубоко погружается в колдовские воды.
Все проявления магии здесь обитают где-то на фоне и лишь изредка мелькают в периферийном зрении, оставляя ощущение то ли видений из полудремотного бреда, то ли последствий перегрева в этой удушающей атмосфере раскаленного Нью-Йорка.
Вкупе с цветистой прозой ("Она говорила что-либо, ее слова вспыхивали золотом в воздухе, а затем рассыпались, обращались в ничто, как сигаретный пепел") и тягучим, как перегретая патока, развитием событий, книга оставляет по себе интересное послевкусие. Удивительный баланс нового и давно знакомого, а еще присущее канону Фиджеральда сочетание скрытой тоски и тревожной драмы с ненавязчивым социальным комментарием, лежащим не так, чтобы на самой поверхности.
И не забудем про замечательного нового персонажа - тетку Джордан по имени Джастина, которая лучше многих прочих понимает происходящее, да и в принципе впечатляет даже не каждым своим появлением, а каждым её упоминанием.В процессе всё это почти завораживает своей яркостью и странностью, но потом, вынырнув, чувствуешь, что, кажется, с болтовней, вечеринками и прочей мишурой "ревущих двадцатых" там всё же слегка перебор. Как и с пышным описанием не самых важных движений мысли и эмоций отдельных героев.
Впрочем...
Кто удосужится думать о будущем, когда в разгаре такое лето?Приятного вам шелеста страниц!
25489