Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

High Rise

J. G. Ballard

  • Аватар пользователя
    Olga_Kara7 декабря 2022 г.

    Выше жить — больнее падать

    Нашла эту книгу в разделе детективов, хотя это обычная антиутопия с элементами социальной фантастики. Будем надеяться, что фантастики.

    Джеймс Баллард уже мелькал в группе, я рекомендовала к прочтению его популярный роман «Привет, Америка!», рассказывающий об энергетическом кризисе. «Высотка», написанный чуть раньше, в 1975 году, можно отнести ко второму направлению в творчестве писателя — психопатологический триллер.

    Основной движок сюжета — это изменения в поведении жителей комплекса, состоящего из нескольких высоток. В самой первой наконец-то произошло полное заселение, и жители ожидают праздника, который обещал им главный архитектор комплекса. Но всё начинает идти абсолютно не так.

    Этот роман Балларда только ленивый не обозвал наркоманией. Я же подошла с другой стороны: нужно воспринимать эту книгу в буквальном смысле. Высотка — это не аллюзия, это действительно вертикаль власти и богатства, где на нижних этажах живет соседний класс, а чем выше этаж, тем толще кошелек владельца квартиры. В романе три основных персонажа, от которых мы узнаем про развитие истории: Роберт Лэйнг, научный сотрудник; Энтони Ройал, «отец» высотки и Ричард Уйалдер, режиссер документальных фильмов. Они живут на разных этажах, у них разные жизни, но их истории переплетаются на этажах здания. Ричард мечтает подняться с нижних этажах на самый верх: обуреваемый страстью и животными желаниями, он пытается добиться успеха среди «высших» соседей, в частности, у женщин, чтобы доказать свою важность.

    Роберт теряет свой человеческий облик ученого, уступая базовым потребностям. Это самый первый персонаж, который появляется на страницах романа: из воспоминаний Роберта мы узнаем, что привело к краху респектабельного общества людей с деньгами и стремлениями.

    А началось всё с банальных неурядиц, с которыми сталкивается любой житель многоэтажного дома. Шумные соседи с вечными вечеринками; отключения лифтов; перебои с электричеством; забитый мусоропровод. И вот, собрание жильцов, попытки достучаться до управляющей компании... Да начнется хаос, который выльется в беспорядки, убийства и сведение старых счетов с беспокойными соседями.

    А что третий персонаж, Энтони? Он философски относится к происходящему. Иногда его посещают мысли, что это его вина: не учел нагрузку на здание, плохо сделали сети... А иногда его посещают мысли, достойные доктора Моро из романа Уэллса: что он создал не просто дом, но дивный человеческий зоопарк, где за каждой квартирой, обставленной одинаковой скучной мебелью, скрывается не человек, но самый настоящий зверь, который томится в ожидании случайно открытой дверцы своей клетки. И вот тогда — берегись, сосед! — он покажет свои клыки и настоящую животную натуру.

    Кто-то решит, что я рассказываю о романе интересней, чем он есть, но на вкус и цвет, как говорится. В общем, это интересный взгляд на устройство замкнутого общества. Этакий камерный роман, где остаётся лишь один человек, который выходит наружу — телеведущий новостей. И каждый его эфир жители высотки смотрят, затаив дыхание: скажет ли он миру, что происходит внутри стен дома? Откроет ли он жуткую правду? Или же, проникнувшись правилами нового общества, будет молчать?

    Роман напомнил мне смесь «Повелителя мух» и «Острова доктора Моро». В первом романе поднимется вопрос нравственности и этики в закрытом сообществе, которое внезапно осталось без прежних моральных ориентиров. Второй, как я уже писала выше, отлично описывает озверение человека. И пусть и Уэллса это происходило хирургическим путём, но концовки «Высотки» и «Острова доктора Моро» можно немного сравнить. Что там, что там герои привыкают к звериному обществу, но если одному удаётся вырваться, пусть и обрекая себя на жуткую жизнь, то второму придётся по душе новая жизнь.

    «...в темноте уже мелькали лучи фонарей — жители пытались понять, что происходит. Лэйнг улыбнулся, готовый приветствовать их в новом мире».

    5
    339