Рецензия на книгу
Бедные люди
Фёдор Достоевский
Аноним5 декабря 2022 г.Самый первый роман Достоевского, сделавший его известным. «Бедными людьми» восхищались современники, Фёдора Михайловича называли «новым Гоголем», весь Петербург с восторгом говорил о молодом писателе, пророча ему великое будущее.
Это роман в письмах, которые пишут друг другу бедный чиновник Макар Девушкин и Варенька Добросёлова, его дальняя родственница.
Варенька – молодая девушка, сирота, попавшая в беду, оставшаяся без угла, без денег. И сильно немолодой Макар, последние гроши свои отдающий то за конфекты для неё, то за виноград. Переписка их обильна, многословна. Много уменьшительно-ласкательных слов, вызывающих лично у меня отторжение. «Маточка», «голубчик» и т.п. Но что поделаешь – дань времени… Примерно в таком тоне переписывались родители Достоевского.
Самое интересное здесь, пожалуй, – описание Варей и Макаром своих знакомцев. Отрывок из дневника, где описана судьба бедного студента и его бедного отца. Рассказ о семье бедного Горшкова с многочисленным бедным семейством. Описания люда, заполнявшего доходные бедные дома и улицы серого, грязного, холодного Петербурга. Вся атмосфера здесь такая – убогая, гнетущая, беспросветная. Заполненная сетованиями бедных героев на судьбу, злых людей, безрадостную жизнь.
А ещё очень чувствуется, что здесь другой Достоевский. Совсем не тот, что после каторги. И психологизма меньше, и надрыва. Как будто слова его здесь ещё не такие весомые. Особенно чувствуется контраст, когда сразу после «Бедных людей» читаешь «Записки из мёртвого дома". В которых - буря чувств, открытий, метких наблюдений, осознаний.
Ради чего стоит читать. Ради атмосферы непарадного Петербурга, ради того, чтобы узнать, какие нравы царили среди низших сословий середины 19-го века. Ради того, чтобы увидеть уникальные особенности эпистолярного жанра России того времени. Ради портретов несчастных людей, чьи судьбы и правда берут за душу. И ради того, чтобы увидеть, как талантливо писал всего только 23-хлетний Фёдор Михайлович. Ещё до своего заключения склонный к психологизму, натурализму, к сочувствию к «маленькому человеку». Здесь он дал голос «маленьким людям», показал их внутренний мир, полный горя, уязвлённой гордости и безысходности.
4478