Рецензия на книгу
Как работают наши чувства, или Почему кофе вкуснее из красной чашки
Рассел Джонс
Аноним2 декабря 2022 г.Так все же маркетологи работают для нас или для себя?
Маркетолог представляется этаким злым гением, который умеет надавить на наши невидимые точки и добиться, чтобы мы купили то, что даже не было в ближайших планах, просто под действием момента и искусных усилий со стороны Большого Маркетолога. Рассел Джонс говорит, что да, но мы можем использовать научные данные для того, чтобы самим сделать свою жизнь лучше, а заодно еще распознать пару-тройку уловок, вроде: где на полках в магазинах располагается сладкое и горькое, как опасен запах выпечки в супермаркете и чем он все же может быть писпользован покупателем и т.д.
Сенсорный опыт - важная часть нашего дня, хотя у кого-то день может быть более богатым с этой точки зрения. Одно дело идти в серый офис под яркие флуоресцентные лампы и безжизненные стены, а другой - в уютный и богатый красками и с обилием растительности. Чтобы у каждого человека была возможность прожить яркий и насышенный сенсорный день, Джонс дает в книге поступенчатое описание с момента нашего пробуждения до засыпания: какой должен быть свет на каждом этапе, чтобы чувствовать себя более энергичным, сонным, свежим и т.д.; какие звуки могут помочь нам в том, что мы делаем на данном этапе; какие цвета могут стимулировать в определенном направлении, какие вкусы и т.д.
Тема выбрана довольно узкая и специфичная, так что я боялась воды, но ее тут не было. Под конец, конечно, начинаются повторения информации, так как многие факты из других глав относятся и к позднейшим. Сама структура, выбранная автором, к этому приводит. Он разбил всю информацию на этапы нашей рутины: подъем, завтрак, работа, возвращение домой, ужин и т.д. Например, пища кажется вкуснее и насыщеннее из тяжелой посуды, а все слаще - из круглого или с плавными формами, когда самый сладкий и вкусный кофе - из красной чашки. Параллельно идут еще вставки о чувствах, не только основных, но и менее известных, вроде проприоцепции или кинестеезии, с полезной информацией о них. И понимаешь, что все действительно взаимосвязано.
В каких-то моментах я с удовольствием открывала обоснование того, почему прибегаю к чему-то неосонанно в течение дня, чтобы повысить его качество. Эта книга не написана для людей с СДВГ, но многие вещи могут использоваться нами, чтобы повысить концентрацию и успешнее справляться с побочными эффектами синдрома вроде отсутствия мотивации, бессоницы или перемен настроения. В самые трудные для концентрации периоды я могла делать что-то только в кафе - там были написаны самые долгооткладываемые письма, прочитанны неподъемные книги, выучены самые нелюбимые темы по иностранным языкам. Все оказалось просто - фоновый шум кафе по данным оказался одним из самых стимулирующих концентрацию белых шумов. Не только к людям с СДВГ, но и ко всем, относятся вещи вроде "психологической усталости", которые люди с дефицитом внимания все же чувствуют острее. Это точно нужно брать на вооружение и заниматься всем самым внимание затратным с утра пораньше. Еще на вооружение нужно взять информацию о "парадоксе провансальского розового", эффекте ореола, синестезии, цайтгеберах, enclothed cognition (влиянии одежды на настрой) и т.д.
Чем больше внимания мы уделяем сенсорным моментам, тем насыщеннее и глубже он становится в моменте и памяти, а для достижения не требуются особые затраты. Может, только камаз лимонов.
18428