Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сердцедер

Борис Виан

  • Аватар пользователя
    Аноним17 ноября 2013 г.

    Внутри собаки жуть и мрак.
    Внутри енота жуть и мрак.
    Внутри рыбешки пустота.
    Внутри бутылки пустота.
    Внутри затылка пустота.
    Внутри коровы жуть и мрак.
    Внутри собаки,
    Внутри собаки,
    Внутри собаки жуть и мрак.
    Внутри собаки,
    Внутри собаки жуть и мрак.

    А. Хвостенко, Л. Фёдоров

    Есть особое удовольствие – смотреть на что-то уродливое и мерзкое. Это удовольствие сродни саморазрушению, это особый род сладострастия – самозабвенного, преступного, делающего нас безвольными и неумолимо притягивающего нас.
    Кто из нас уберёг себя от него? Кто хотя бы раз не подчинился его силе?

    Вся эта книга – это созерцание уродств, мерзости, всего постыдного. Это совершенно больная книга. Это абсолютно параноидальный текст. Иными словами, книга прекрасна…

    Нужно быть готовым к тому, что в процессе чтения вам будут выдирать сердце – планомерно, болезненно, даже без наркоза. Как видим, название романа попадает в точку. Но только здесь это не более чем метафора. Кто будет пытаться отыскать здесь орудие, описанное в «Пене дней», орудия не найдёт. В «Сердцедёре» ему и так раздерут сердце на тысячи окровавленных кусочков.

    Как и всякий абсурдно-сюрреалистический текст, «Сердцедёр» Виана не лишён иронии. Без неё это был бы кошмарный мрак и ужасный ужас. Но здесь этого нет. Нет откровенного нуара кафкианской прозы, на мой взгляд, нет даже сюрреалистической фантасмагории в духе Дали и метафизического реализма Юрия Мамлеева. У Виана сердце вырывается не под звуки джаза, конечно, как в «Пене дней», а под лёгкое шуршание словесных хитросплетений, под звуки обычной человеческой жизни: страдания родовых мук, писк младенцев, крики измученных животных. Но ирония – это главная скрипка в этом оркестре.

    Главный герой – Жакмор – психоаналитик. И – клянусь всеми четырьмя томами «Войны и мира» – господин Фрейд с господином Сартром никакого житья не дают Борису Виану. Все мы помним, как Виан измывается над Сартром в «Пене дней». В «Сердцедёре» достаётся Фрейду. (Иногда мне кажется, что тот кот, который исчезает и в которого превращается Жакмор, – это и есть парящий надо всеми и всемогущий Фрейд). Психоанализ у Виана претерпевает заметные изменения, превращаясь в психоанирование служанки в позе сзади. Тем временем человеческие комплексы разрастаются и назревают, как прыщи у подростка. Роды как страдание – мужа надо наказать своим невниманием, гиперопека детей вследствие вины Клементины, отказ от себя в пользу детей… На наших глазах рождаются комплексы и строятся ненормальные модели поведения. А психоаналитик Жакмор озабочен лишь наполнением себя, ибо он пуст. Ирония очевидна. Лишь она приоткрывает нам дверь в свет, и мы не задыхаемся от ужаса в этом мрачном мире.

    То, что меня поразило в романе: дети, которых кузнец подковывает; ярмарка стариков; распятый конь; клетки для детей; поедание гнили; летающие дети.

    23
    295