Рецензия на книгу
Хлеб
Дмитрий Мамин-Сибиряк
Аноним1 декабря 2022 г.Вперёд! В лучший мир - прогресс, технологии, свобода.
Истрия о том, как в спокойную размеренную жизнь людей врывается ''его величество" прогресс.
Удивительная книга, неожиданная и приятная находка. Она открывает перед нами картину жизни в русской глубинке. Именно эту картину мне хочется набросать в этой рецензии. Кстати, Мамин-Сибиряк боялся, что этот роман запретят к печати. Уж больно неудобную правду вскрывает писатель. Но впрочем, вернусь к описанию. Картина маслом:
Живут значит люди русские испокон веков медлительно, размерено. Да и есть то у них всего три вещи в жизни - дом с семьёй, дело трудовое (обычно земледелие), да церковь.
И свобода-то была тогда. Сиживал мужик часами на заваленке и мог обдумать жизнь, прочувствовать, скумекать что-нибудь эдакое. Некуда было бежать. В такой атмосфере рождалась мудрость народная - пословицы и поговорки. Слышишь их порой сейчас и поражаешься - как тонко, как ловко, как мудро. Так складывался и менталитет русского человека. Но всегда находились и энтузиасты среди этого спокойствия. Правда чаще это были приезжие с других мест, или вообще чужеземцы, которые отличались от русских своей неутомимой энергией.
"У вас столько земли, - говорили они,- такие богатства, такие ресурсы, а вы сидите тут на своей заваленке лапти плетёте". Но наш мужик недоумевал, дескать - а что ещё нужно для жизни то? Не голодаем. Не мерзнем. Детишки растут. Бога славим. С природой в мире живём.
Ан нет. Дельцы капиталисты брались научить мужика уму разуму. Построим говорят завод, шахту, мельницу. Тут будет рынок, наладим торговлю. Здесь будет гостевой дом. Здесь причалы для судов. Такие капиталы пойдут. Построим театр, трактир, гимназию. И главное дело - банк. Вот тогда заживём по полной.
Хлеб, вместо того, чтоб складывать его в амбарах, сможем продавать, а в замен получать самые настоящие деньги. Без денег-то и человек не человек, а хлеб девать некуда.
И у мужика глаза загорались, голова кружилась. Появились новые дела, и еще больше денег, своих личных, и ещё много-много забот. Вот детишек теперь обучать надо на городской манер, жена ситец требует как у барыни, самовар, сервиз. Да и мезонин нужно к дому построить, и витрины стеклянные закупить, как у соседа. Да побольше товара приобрести на ярмарке, загрузить телегу, да так чтоб все видели - и мы не лыком шиты.
Так неделя пролетела незаметно.
А потом воскресенье. В храм надо, ан-нет, куда там. Голова вся в заботах и делах, да и к концу недели отдохнуть хочется, а в кабаках как раз водка дешевле пошла. И идут все напиваются.
Вот это жизнь. Вот это я понимаю. Научили нас русских уму разуму. На городской манер живём - сами себе господа. Настоящая свобода. Свой капитал. Либерализм одним словом. Грустно и печально. И веет от книги чем-то давно забытым и таким родным и простым. Спасибо Димитрий Наркисович за эту картину - словно на машине времени перенёсся в то роковое время перемен.
События в романе происходят в конце 19го века в Зауралье (Курганская область), а вообще капиталистическая урбанизация прокатилась по центральной России много раньше, но за Уралом люди аж до конца 19го века жили по старинке по-свободному, но и до них добрался капитал.
Теперича какие-то страшилки о крепостном праве видятся мне лишь красивой политической агиткой, чтоб от настоящего русского мира остались лишь такие вот воспоминания.
3194