Рецензия на книгу
Монах
Метью Грегори Льюис
Аноним30 ноября 2022 г.В произведении точно много готического: всякие склепы и подземелья, намеки на призраков и мистическое, не обошлось и без демонизма. Я сама не поклонник готики, но под конец даже прониклась повествованием, которое обрело отличное завершение.
Начинается все в духе какого-то Сервантеса с дев с прекрасными ланитами, в Мадриде, обстановка вся испанская, непонятно почему выбранная автором. Там больше возможностей для развертывания страстей и пороков? На английской земле, видимо, грехам не хватало в глазах автора огонька. Книга названа в честь главного героя, аббата Амбросия, который проходит через грехопадение на страницах книги. С самого начала он посылает сомнительные вайбы. Кажется слишком душным и неоправданно придирчивым. Как потом хорошо характеризует автор таких людей, "отсутствие чистоты серда он замещал внешним благочестием". Потом это покажется в полной мере, когда аббат открыто вступит на тропу греха и падения, связавшись с Матильдой, змеем-искусителем, перед которым Амбросио не смог устоять. Матильда с момента появления казалась мне подозрительной фигурой, что потом оправдалось. Амбросио доходит до точки, отринув все правила и нормы в попытке удовлетворить свои страсти и потакая порокам. Его конец автор отлично описал, пусть и немного смазал общее описание характера. В нем чувствовалась еще какая-то непродуманность, хотя вся сюжетная линия неплохо выстроена. Не удивительно, ведь Льюису было 19 лет на момент написания, что удивляет, если думать об этом в процессе чтения.
Льюис описывает очень много всяких вещей, которые отвратили современного ему читателя вроде насилия, убийства, обрядов и соития, хотя они все встраиваются в сюжет. Видно, что в рассказе есть нотки романтических произведения - вся фигура Антони дышит этим, но происходящее с ней - все в области готики и совсем неромантической фантазии автора.
В тексте есть еще одна линия, которая больше, по мне, относится к романтической части - это любовная история маркиза и Агнес. Тут классическая любовь, насильное отправление в монастырь и спасение возлюбленной, прошедшей через муки. Или это влияние Дидро?
Поистине, самой грустной фигурой здесь оказалась Антония. Ни одно ее увлечение не выгорело и под конец ей пришлось через столько пройти, когда возлюбленный потом утешился другой.
Содержит спойлеры16708