Рецензия на книгу
Искусство любить
Эрих Фромм
Аноним30 ноября 2022 г.Как обрести любовь
«Искусство ли любовь? Если да, то она требует знаний и усилий. Или же она – приятное ощущение, испытываемое случайно, нечто, во что человек «впадает», если ему повезёт. Эта маленькая книга основана на первом предположении, хотя, несомненно, большинство людей сегодня верит в последнее».Действительно ли любить – искусство? Если так, то почему далеко не каждый может его постичь? Как научиться понимать друг друга и любить самому. Всецело отдавать себя другому – будь то суженный, родитель или ребёнок. В чём разница между любовью мальчика и девочки (оказывается, есть и такое). Каким образом формируется эмоциональная взаимозависимость между влюблёнными, родителями и детьми. И почему так важно выбрать правильный стиль общения. Над этими вопросами в середине прошлого столетия задумывался немецко-американский психолог и философ Эрих Фромм.
Кстати, на «Искусство любить» часто ссылаются учёные и исследователи, люди искусства и простые обыватели. Всё это говорит о её немалой популярности, и неудивительно, что написанная в далёком 1956 году, книга до сих пор остаётся актуальной. Ведь любовь – одно из величайших достижений и загадок человечества. Книга на первый взгляд кажется лёгкой, но это если только читать её поверхностно. На самом деле здесь часто встречается «второй смысл», чтобы постичь который, придётся возвращаться к уже прочитанному не один раз. Довольно много абстрактных и длинных рассуждений, но местами встречаются очень даже интересные мыли, на которые внутри что-то откликается и понимаешь, что это правда.
Думаю, стоит почитать «Искусство любить» в первую очередь тем, кто хочет разобраться в своих чувствах, добиться того, чтобы любовь приносила радость, а не боль. Поэтому особенно впитают её те, кто уже испытал горечь расставаний, безответной любви. Ведь она поможет сделать шажок в понимании того, что же было сделано не так. Однако уже в предисловии автор предупреждает – это не учебник по искусству любви, не практические рекомендации:
«Напротив, цель данной книги – показать, что любовь – это не чувство, легкодоступное любому человеку независимо от степени его зрелости. Автор стремиться убедить читателя в том, что любые попытки любить обречены на провал, если человек не постарается самым активным образом развить собственную личность».Впрочем, не со всеми высказываниями Э. Фромма можно согласиться. Так, обсуждая разницу между материнской и отцовской любовью автор замечает – именно неспособность мужчин к вынашиванию детей подтолкнула их к «стремлению превзойти себя, создавая предметы и идеи». А как же женщины-учёные, деятели искусства и культуры? Скорее здесь наоборот – патриархальные предубеждения о «предназначении» женщин к рождению и воспитанию детей, господствующие долгое время, не оставляли им никакого шанса в деятельности в сфере творчества. А как только границы раскрылись – изменилась и ситуация. Впрочем, для середины прошлого столетия идея Фромма вполне понятная.
Интересно объяснение Эриха Фромма эротической любви – как самом обманчивом виде любви. Во многом жизненно и вполне понятно. Не зря говорят: «Любовь живёт три года» – за это время пара всецело познаёт друг друга, как морально, так и физически. Настолько, что уже начинает уставать, а за чувством усталости приходит и безразличие. Неудивительно, что симпатии автора в этом плане лежат на стороне традиционного брака, в котором двое партнёров не выбирают друг друга. Поскольку здесь есть ещё и чувство воли, по Фромму – важный фактор эротической любви.
Примечательно, что уже Э. Фромм предложил идею влияния детских впечатлений/травм и отношений с родителями на способность к любви в дальнейшем, развитие её уродливых форм. Концепцию, так популярную сегодня среди отечественных и западных специалистов. Достаточно вспомнить «Ребёнок в тебе должен обрести дом», «Любит/не любит» Стефани Шталь, «Ты меня ещё любишь» Мишель Скин, «Мы будем вместе» Инге Кантегреил-Каллен и др. Ориентация на мать или отца в детстве, оказывается, также имеет в этом плане существенное значение.
18912