Рецензия на книгу
Звезда и шар
Виктор Нель
Аноним29 ноября 2022 г.Очень понравился «оркестр» героев, которые благодаря таланту автора, рассказывают общую историю. И история при этом не распадается на отдельные фрагменты, что происходит в большинстве случаев у других авторов. При этом у каждого из героев романа «Звезды и шара» свой индивидуальный стиль во всем. Начиная от речи — то, как и что они говорят, и заканчивая стилем изложения их историй. Например, главы, где описываются похождения директора НИИ Константина Волопаса, звучат как воспоминания отставного советского маршала. Стилистически все правильно — спасибо «литобработчику» (так именовали журналистов, что писали под диктовку военачальников их воспоминания, ну и превращали их в читабельный вид), но все равно у Волопаса получился официозный стиль, напоминающий передовицы советской газеты «Правда». И это замечательно — прекрасно характеризует этого персонажа. А вот главы про Сашу — там другой стиль. Лирический какой-то. Сразу вспоминаются советские кинофильмы. Начиная от «Весны на Заречной улицы» и заканчивая «Кавказской пленницей» — это когда он путешествует в Щадринск и обратно. Про Петрова, особенно в начале, когда он женщину подвозит — смесь черного юмора и городских страшилок. С неожиданным финалом. Юмор — это когда она говорит: «людей не боись… они всегда, как кенгуру, из под колес выскакивают… вот трамвая опасайся. Я двадцать два года в такси проработала. Не одного наезда». Это надо читать. Чем-то ее монолог выступления Аркадия Райкина напомнил. Может стилем или эмоциями. И таких монологов много в «Звезде и шаре». А городские легенды — это когда она через дыру в заборе на подземный танковый завод уходит. Он и дальше в книге будет фигурировать. Как и кубик Рубика, который в начале книги завезли для продажи в НИИ. А истории, где участвуют лаборантка Лисицына и Малинин — по стилю это зарисовки или репортажи происходящего в то время. Например, когда Лисицына несет деньги из одного корпуса в другой и глазеет на аварию или когда Малинин во время дневного посещения кинотеатра попал в облаву на нарушителей трудовой дисциплины. Самое главное, что все сюжетные линии не просто переплетаются и создают единую историю, но и прекрасно дополняют друг друга. Это можно сравнить с оркестром, где каждый из персонажей исполняет свою мелодию, но благодаря дирижеру — автору, они превращаются в единую симфонию, которая звучит великолепно.
395