Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Высшая мера

Альберт Лиханов

  • Аватар пользователя
    Аноним11 ноября 2013 г.

    Пожилая женщина в течение нескольких дней, кардинально изменивших ее жизнь, в двухместном купе ведет монолог сама с собой, разбирая детально каждое своё ощущение, каждую промелькнувшую много лет назад мысль. Эти воспоминания доставляют ей боль, заставляют острее чувствовать и свою вину тоже. Она вспоминает свой первое знакомство с будущей невесткой, к которой сразу душа не легла; припоминает как ей удалось в два счета окрутить сына, подчинив своей воли и амбициозным планам. "Я стыдила себя, принуждала думать и чувствовать по-иному, как прежде, но не могла, нет, не могла: сын отдалился от меня, и чем больше я думала о нем, тем быстрее он удалялся." В этом монологе не звучат обвинения, скорее маленькие тревожные сигналы, которые Софья Сергеевна уже тогда предчувствовала, но не смогла распознать. Нет и понимания куда делись такие важные для нее ценности: не смогла вложить при воспитании сына? не сумела передать нажитое опытом? Молодая семья, в которой главенствует невестка Ирина, с маленьким ребенком на руках уже недовольна провинцией, они переезжают в Москву и бабушке приходится довольствоваться редкими письмами, обрывочными фразами. Время изменило и сына и невестку, подчинило своим законам. Софья Сергеевна совсем перестает понимать происходящее в семье сына, предпочитает молчать и только лишь наблюдает издалека за их судьбами. Когда же приходит весть о разводе ее волнует лишь судьба внука, она срывается в Москву, но то, что она видит и слышит ее пугает. "Плохо, когда ребенок не видит любви. Хорошо, когда не видит нелюбви." Кому нужна в итоге ее самоотверженность, вера в идеалы, если она не додала, не справилась? Печально, люди стали искренне верить, что любовь можно купить; они боятся смотреть в глаза, боясь увидеть несказанные мысли. Высшая мера - обвинения себя и невозможность что-либо исправить. Жаль, что сыну и невестке это не кажется наказанием.


    Правда — она в простоте, в обыкновенности, правда не только в успехе, а и в неудаче тоже, правда — это все, что с нами было, лишь бы не стыдно в конце. А какой же стыд обыкновенная жизнь?

    Знают люди, наперед все знают, а прячутся от самих себя, от долга, от любви, от жалости прячутся, делая вид, будто не для них эти чувства, на которых мир держится.

    Человек невиновен, когда его вызывают к жизни. Человек умирает, если он не нужен близким.

    6
    139