Рецензия на книгу
Флорвиль и Курваль, или Фатализм
Маркиз де Сад
Аноним20 ноября 2022 г."Как несправедливы вы, той судьбы превратности… В розницу — хорошее, оптом — неприятности…"
На сей раз обошлось без присущих и традиционных для Донасьена Альфонса Франсуа де Сада, для краткости и удобства именуемого в литературе маркизом де Садом , мерзостей и всевозможных изуверств. Даже наоборот, де Сад в этой новелле целиком на стороне добродетели, а не порока. Он строгий моралист, почти что проповедник. Но не спешите выдыхать. Все эти словеса не более, как издевательство. Де Сад почти в открытую кривляется и ерничает, изображая всех этих благочестивых и нарочито набожных французских аристократов. При этом он нарочито и намеренно пародирует стиль столь модного в те времена куртуазного романа, хихикает и издевается над романтикой классицизма.
Вот к чему приводят нас любовные клятвы, которым мы имеем клятву поверить! Чем чувствительнее души наши, тем небрежней к нам наши соблазнители...Коварные!... Чем сильнее стараемся мы удержать их, тем скорее стремятся они расстаться с намиНе вызывает сомнения, что все симпатии автора на стороне госпожи де Веркен, поклоннице гедонизма и Эпикура, нежели моралистки и ханжи де Веркен.
Вот вам и суть всей жизни Маркиза де Сада: неуемная и неукротимая жажда удовольствий, ради чего - в грязь мораль со всеми ее принципами. Хочется любить - люби! Как хочешь, и кого хочешь. Хоть дочь, хоть мать, хоть сына, хот отца. Нет, он не только выступал против всех возможных и невозможных догматов церкви. Он высказывал вслух мысли правящего класса своего времени, в том числе, ничтоже смунящеся выбалтывая тайны Версальского двора. Может быть именно в этом, а не в совершенных преступлениях, и кроется истинная причина нескончаемых маркизовых отсидок в разных тюрьмах и психушках.
Но, отчаянный приверженец наслаждений любой ценой, де Сад был сыном своего времени, человеком весьма неглупым и образованным. И по всем законам философии XVIII века он не мог не задумываться о так называемом Роке и неминуемой расплате за содеянное. Призывал ли он к покаянию? Да, безусловно. Только к покаянию не за грехи, а .. за бессмысленно прожитую скучную жизнь и был уверен, что праведники отнюдь не те, кто стирает колени перед иконами.
Смерть страшит лишь верующих, дитя моё, они мечутся между раем и адом, не зная наверняка, какие двери распахнутся перед ними – их постоянно гложет тоска. Что же до меня – я ни на что не уповаю и совершенно уверена, что после смерти буду ничуть не несчастнее, чем до рождения, я буду безмятежно почивать на лоне природы, без мук и сожалений, без тревоги и раскаяния. Я уже распорядилась: меня похоронят под моей заветной жасминовой беседкой; место мне уже приготовлено; скоро я буду там, Флорвиль, и атомы, исходящие от моего разрушенного тела, послужат подпиткой… для произрастания цветов, тех самых, что мне милее всех остальных.Но вернемся к нашей новелле. Главное в ней - финал. И да, де Сад здесь просто оглушителен и неподражаем! Буквально в нескольких словах он распутывает огромный клубок, в котором перепутаны буквально все нити, выволакивает из корзины самое грязное белье и раскладывает перед читателями, предварительно вывернув наизнанку. Де Сад откровенно хохочет в читателю в лицо, обдавая его весьма несвежим дыханием:" Ты, видимо, очень сочувствовал горестям этой девицы, которую , с ее же слов., соблазнили и бросили? Ты надеялся, что ангельское личико и воздетый к небу глаза спасут ее от расплаты за старое? Так вот же, смотри, кто она есть на самом деле!"
Если честно, то читать все вот это мне было скучно. Творчество Маркиза де Сада, на мой взгляд, скорее литературный памятник эпохи, нежели то, что хоть чем-то обогащает мировую литературу.
Рекомендовать не собираюсь. Можно прочитать исключительно ради любопытства или вот как я, по заданию в Игре.
41927