Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эликсир дьявола

Э. Т. А. Гофман

  • Аватар пользователя
    Аноним18 ноября 2022 г.

    Любите ли вы Гофмана, как люблю его я? Нет, вы, скорее всего не любите Гофмана. Да и как можно любить все эти фантасмагории, мороки, пляски смерти, клубящиеся страхи, колдовские заклятия и человеческие проклятия, заблуждения и тайны, злые мысли сумеречных духов и сгустки тьмы в душах людей? Все эти ночные грезы, сомнамбулический бред, хороводы двойников, безжизненных автоматов, вампиров, злобных уродцев, безумцев и маньяков... Да уж, современному читателю, к услугам которого ужасы Кинга и все роскошество фэнтези, сложно влюбиться в романтическое безумие Гофмана. Не потому, что он скучен - наоборот, он сложен и изыскан.
    Моя первая любовь и любовь к немецкой литературе развивались параллельно. До сих пор не знаю, влюбилась ли я на почве нашей общей влюбленности в немецкую литературу или моя любовь к немецкой литературе вспыхнула оттого, что ею увлекался человек, в которого я была влюблена? Одно несомненно: предмет моей влюбленности имел к реальному человеку то же отношение, какое созданные Гофманом романтические персонажи к нашим современникам. Но в своем увлечении главным немецким мистиком и безумцем мы были абсолютно искренни.
    Он ведь очень разный, Гофман. Он писал и детские сказки, и изящные романтические новеллы, его ночные этюды притягательны, хотя и чреваты ночными кошмарами. А роман "Эликсиры сатаны" (если угодно, "Эликсиры дьявола") - далеко не самое известное, но уж точно самое увлекательное его произведение. Я уж не говорю о том, что роман оказал огромное влияние на русскую литературу, явившись предтечей символизма, а затронутая в нем тема двойников - одна из самых популярных в мировой литературе, в том числе у Достоевского, Стивенсона, Диккенса.
    Кто он, брат Медард? Грешник или святой? Мне кажется, в этом романе Гофман пытался показать противоборство добра и зла в душе человека и исследовать причины того, что зло одерживает верх чаще. Кто виноват - дурная наследственность, таинственные эликсиры или изначальное зло, таящееся в душе каждого? Бог и дьявол не являются действующими лицами, но незримо присутствуют за кадром.
    Проклятый род, обреченный из поколения в поколение преступать заповеди божьи. Прелюбодеяние, измена, инцест, убийства - словно незримая сила сталкивает представителей рода друг с другом, и вот уже брат и сестра, не зная, кто они, предаются преступной страсти, а плод их союза тоже обречен стать любовником сестры... У меня даже сохранилась нарисованная давным-давно схема, определяющая взаимосвязь персонажей, практически генеалогическое древо, без которого не разберешься в трагическом переплетении их судеб. Гофман прослеживает роковую предопределенность, не объясняя причин до конца, и я склонна думать, что причины зла он видит именно в родовом проклятии, не признавая за человеком собственной воли.
    Гейне писал, что в этом романе "заключено самое страшное и самое ужасающее, что только способен придумать ум", и я могу отчасти согласиться с этим - страшного и безумного в романе немало. Но есть в нем и забавные моменты, связанные, например, с художником Пьетро Белькампо, в образе которого воплощается склонность Гофмана к гротеску. А главное - роман заканчивается победой светлых сил. Во всяком случае, в это хочется верить.

    12
    769