Рецензия на книгу
Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought
Pascal Boyer
Аноним16 ноября 2022 г.А разговоров-то было...
Хрестоматийный пример напыщенного невежества. Своего рода «гуманитарий-терапевт» (антрополог, эволюционный психолог, когнитивный религиовед (?)) Паскаль Буайе, вслед за сонмами разоблачителей религии выдает редукционистский опус, посвященный низвержению фундаментального для человечества феномена – религии – до примитивной связки «стимул-реакция» в терминах эволюционизма. Берет он себе на вооружение «новейшие» образцы риторических техник:
- расшифровка всего опыта религиозности человечества через призму этнографических знаний, полученных в полевых условиях у примитивных племен (как понять христианина? Это же очевидно –нужно изучить верования народности квайо!);
- физикализм (ведь человек –существо материальное, а потому всю его деятельность можно свести к примитивным потребностям; например, мертвецов мы хороним, потому что трупы плохо пахнут и являются источником заразы);
- построение простейших когнитивных карт по типу компьютерного алгоритма для иллюстрации механизма принятия решения отдельно взятого индивидуума (творческая работа человеческой личности? Да бросьте!).
Буайе говорит элементарные вещи: у человека есть четко зафиксированные и эволюционно обоснованные паттерны нервной деятельности. Сформировались они в древности, в частности, в столкновении с хищниками. А потом люди начали сочинять истории, чтобы обосновать собственное поведение, и стали рассказывать их друг другу. Откуда взялось такое разнообразие религий, автор не отвечает, да ему и все равно; он неоднократно пишет, что между различными религиозными системами нет особой разницы.
Некоторые слабые места выявить не так уж и просто. Например, Буайе отсылает к теории мемов «выдающегося» борца с религией, деятеля «Нового атеизма» Ричарда Докинза. Мало того, что эту теорию раскритиковали уже в период ее появления в 70-е гг XX века, так и дисциплина, посвященная изучению этих самых «генов культуры», на сегодняшний день практически безоговорочно признана псевдонаукой, в связи с чем академический журнал «Journal of Memetics» (флагман меметической научной мысли) закрылся еще в 2005 году. Однако книга «Объясняя религию» вышла в 2001 году, и, возможно, для Буайе все было еще не так однозначно. Зачем, в таком случае, выпускать книгу на русском языке в 2017 году в качестве научпопа? Очевидно, исходя из определенной ангажированности издателей, позволяющей принимать в качестве истины концепцию, зародившуюся в поле сциентистского обскурантизма.
На этом ссылки на гений Докинза не заканчивается. Докинз утверждал: чтобы понять мотивацию верующего, достаточно посмотреть на его родителей. А с атеизмом это работает? Конечно, нет, ведь атеизм и материализм – это волевое решение Свободной Личности, основанное на глубокой эрудиции.
Дополняет все это неимоверное количество воды (внезапный анализ произведения Джейн Остин, например), благодаря которой книга в русском переводе разрослась почти до 450 страниц. Если внушительная масса словоблудия и естественнонаучных терминов не сразила вас наповал, то в конце книги вас ожидает крупнокалиберный аргумент: параграф «Окончательные выводы. Полная всеобщая история религии» ... на 3 страницы.
P. S. Слово «Бог» в русском переводе, вопреки литературному правилу, пишется с маленькой буквы. При этом сам Буайе, в частности, в своих статьях, пишет «God» с заглавной буквы, если речь идет о фигурах авраамических религий. В связи с этим, желаю просветительскому фонду «Эволюция», организовавшему выпуск этой книги, всего самого наилучшего.
18784