Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним1 ноября 2013 г.

    Эту книгу я читала в рамках клуба «Борцы с долгостроем». Этот долгострой – сроком в 13 лет. И, видимо, иногда бывает слишком поздно что-то достраивать.

    Моё Время Ремарка прошло… Не знаю, бесповоротно ли…
    Однако.
    Мне понравился фон этого романа: Франция между двумя войнами, Париж, описанный с дотошностью путеводителя, тема беженцев, образ Морозова, описание операций.
    Но.
    Мне не понравилась искусственность романа, исходящая, прежде всего, из наигранности авторских мыслей. Как будто Ремарк пытается сыграть какую-то пьесу, но выходит чересчур патетично. Ведь можно просто говорить, а не выкрикивать во всю глотку. Эта афористичность на каждой странице утомляет. Дайте повествование, избавьте от псевдофилософских лозунгов! – мне хотелось скандировать на протяжении всего чтения.
    А как говорят герои друг с другом! Словно соловьями поют. И мы теряемся, где реплика Равика, а где мысль автора. И что это вообще мы читаем. Сонеты Шекспира? Не иначе, потому что ТАК говорить невозможно.
    Роман внутренне, стилистически очень нецельный, рассыпается на множество мозаичных осколков, каждый из которых блестит по-разному. И в данном случае эта метафора вовсе не комплимент роману.

    Одна особенность: роман очень европейский. Сознание совсем другого рода, нежели наше. Это факт. Не случайно, Ремарк несколько раз упоминает в тексте особенности русского характера. И очень заметно, что для него это характер непостижимый.

    А вообще-то всю книгу можно уложить в несколько слов:
    НОЧЬ
    ВЫПИВКА
    ОТЕЛЬ
    КРОВАТЬ
    ВЫПИВКА
    БОРДЕЛЬ
    ОТЕЛЬ
    ПОЛИЦИЯ
    ВЫПИВКА, ВЫПИВКА, ВЫПИВКА…

    28
    104