Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним1 ноября 2013 г.Эту книгу я читала в рамках клуба «Борцы с долгостроем». Этот долгострой – сроком в 13 лет. И, видимо, иногда бывает слишком поздно что-то достраивать.
Моё Время Ремарка прошло… Не знаю, бесповоротно ли…
Однако.
Мне понравился фон этого романа: Франция между двумя войнами, Париж, описанный с дотошностью путеводителя, тема беженцев, образ Морозова, описание операций.
Но.
Мне не понравилась искусственность романа, исходящая, прежде всего, из наигранности авторских мыслей. Как будто Ремарк пытается сыграть какую-то пьесу, но выходит чересчур патетично. Ведь можно просто говорить, а не выкрикивать во всю глотку. Эта афористичность на каждой странице утомляет. Дайте повествование, избавьте от псевдофилософских лозунгов! – мне хотелось скандировать на протяжении всего чтения.
А как говорят герои друг с другом! Словно соловьями поют. И мы теряемся, где реплика Равика, а где мысль автора. И что это вообще мы читаем. Сонеты Шекспира? Не иначе, потому что ТАК говорить невозможно.
Роман внутренне, стилистически очень нецельный, рассыпается на множество мозаичных осколков, каждый из которых блестит по-разному. И в данном случае эта метафора вовсе не комплимент роману.Одна особенность: роман очень европейский. Сознание совсем другого рода, нежели наше. Это факт. Не случайно, Ремарк несколько раз упоминает в тексте особенности русского характера. И очень заметно, что для него это характер непостижимый.
А вообще-то всю книгу можно уложить в несколько слов:
НОЧЬ
ВЫПИВКА
ОТЕЛЬ
КРОВАТЬ
ВЫПИВКА
БОРДЕЛЬ
ОТЕЛЬ
ПОЛИЦИЯ
ВЫПИВКА, ВЫПИВКА, ВЫПИВКА…28104