Рецензия на книгу
Три чашки чая
Грег Мортенсон, Дэвид Оливер Релин
Аноним31 октября 2013 г.Великие книги способны менять жизнь в лучшую сторону. Часто бывает так, что предметом описания для бессмертных творений выступает реальная биография людей и их дела, изменившие мир. Такова история американца Грега Мортенсона, рассказанная им самим в сотрудничестве с Дэвидом Оливером Релином в бестселлере «Три чашки чая», который был издан в 48 странах огромными тиражами. Какие глубины и пути преобразования общества вмещает в себя данный труд - пусть российский читатель решит сам с перелистыванием последней страницы. Далее я попытаюсь поделиться личными соображениями.
Из книги можно почерпнуть сведения о горах и альпинизме, об этнографии стран центральной Азии, о войнах, большой политике и нравах Америки, о преодолении человеком собственных комплексов и большой любви к окружающим людям.
Структура «Трёх чашек чая» понятна и прозрачна. События жизни непридуманного героя, с акцентом на плодотворные годы с 1993 по 2005, чередуются прямой речью в виде воспоминаний самого Мортенсона, а также свидетелей и близких. Присутствуют необходимые цитаты из исторических и этнографических произведений.
Прочтение бестселлера вызывает неподдельные эмоции: и слёзы огорчения, и радость за свершения вполне обычного человека. Почему не государственные институты, а волевая, но всё же одна, личность смогла навсегда изменить ход мировой истории? Мортенсон уверяет нас, что не планировал делать мир другим. Бывший военный, работавший медбратом в отделении «Скорой помощи», имел увлечением покорение горных вершин. После неудачного восхождения, он, обессиленный, перепутав дорогу, оказался в пакистанской деревне Корфу, и когда столкнулся с отсутствием школы, уезжая, обещал жителям вернуться, чтобы заняться её строительством. Долгими, но вполне просчитываемыми усилиями, он с долей везения собрал на родине необходимую сумму, затем вернулся, чтобы руководить сначала постройкой моста, а впоследствии и школы.
Так было положено начало большого пути, значение которого вышло за границы личного поступка и стало связующим звеном в будущих достижениях высокого государственного масштаба. До настоящего времени построено 145 школ и несколько десятков женских и медицинских центров.
Мортенсон не раз подчёркивает, что образование детей Азии преследует не только цели безопасности США и борьбы с экстремизмом. Главное, что он « делает это не потому, что собирается бороться с террором, а потому, что заботится о детях»
Проницательный человек может задать вопрос – как в странах, где основная религия это ислам, иностранцу удалось осуществить план по улучшению образования.
Во-первых, Грег не являлся чужаком – среди афганцев имел много друзей, за него могли поручиться и даже разрешали вместе помолиться в мечети.
Во-вторых, школы, в постройке которых он принимал участие, хотя и были светскими, но без навязывания западных образцов образования.
В-третьих, отдалённые деревни Афганистана настолько бедны, что местными жителями приветствовалась любая помощь.
Конечно, со временем среди пакистанцев появилось двое противников, но это имело только материальную подоплёку и не сильно отразилось на результатах миссии Мортенсона.
Психологи давно заметили, что предпосылками для военных преступников, идущих на массовые убийства, является отказ от мысли, то есть бездумность. Попросту деятельность разума, привычка исследовать всё, что задевает внимание, помогают воздерживаться от злодеяний. Именно умственная активность как способ принять решение, выбрав один из вариантов, должна стать непременным условием жизни человека, как разумного существа. Поэтому именно образование, знание простейших азов науки, культуры, техники, языков подразумевают для подрастающего поколения яркое и интересное будущее и, конечно, здоровье и долгую жизнь.Необходимо отметить в книге многообразие человеческих портретов. Староста деревни Корфу Хаджи Али, учёный Жан Эрни, выделивший первые крупные деньги на осуществление благородной идеи, галерея образов пакистанских мужчин и женщин, помогавших в общем трудном, но важном деле, соотечественники Мортенсона, внесшие посильную помощь и поддержку – именно эти люди дали возможность Грегу поверить в себя. Сделали всё, чтобы он не впал в уныние от несоответствия своих материальных ресурсов и желания во что бы то ни стало помочь детям, оказавшимся в непростой ситуации.
У всех нас часто появляется потребность совершать добрые поступки. В отношении людей, животных, окружающей природы. Но как мы далеки от точного выполнения задуманного, так мы всегда находим себе оправдание в виде занятости, материальных трудностей, слабости характера. Не получится больше оставаться в стороне, не свалится на нас с неба добрый американец, чтобы решить наши проблемы. Надо действовать самим, обустраивать жизнь, ежеминутно совершая добро, во имя детей и их счастья.937