Рецензия на книгу
Маскарад лжецов
Карен Мейтленд
Аноним4 ноября 2022 г.Миазмы духовные
Честно говоря, в какой-то степени мне даже жаль, что я не смогла написать мнение об этой книге именно в тот момент, когда ее прочитала. Конкретно это произведение в полном объеме заслуживало того, чтобы быть описанным вовремя.
"Маскарад лжецов" один из тех редких романов, которые обладают неуловимым шармом так любимого мной магического реализма. Эта книга красива в своих визуальных решениях, если можно так назвать концепты дизайнов героев и описания сцен, но она также и омерзительна в этих же категориях, поскольку речь тут у нас идет о нашем любимом вонючем грязном Средневековье. Книги о данной эпохе, неважно, художественные или частично документальные, неизменно и из раза в раз демонстрируют честность пословицы "благими намерениями вымощена дорога в ад": Средние века извращены в корне, где бесчеловечность, страдание и жестокость умело годами скрывались под личинами набожности, благородства и спасения. По моим скромным прикидкам, не претендующим на истину в последней инстанции, все самое худшее в своей природе люди пережили именно в эпохи 13-14 веков. Но теперь к сюжету.
Канва действия простая до ломоты в коленках и легко классифицируется по теории Борхеса как "история о поиске" /хотя, справедливости ради, для одного из персонажей это все превращается в "историю о возвращении домой"/. Суть в чем: одним погожим вечером (насколько я помню) в классическом английском местечке умирает человек и всем окружающим становится ясно, что случилось то, чего все боялись. В Англию завезли чуму на торговых кораблях из Венеции. И вот, на фоне разгорающейся эпидемии черной смерти волею судьбы собирается отряд из увечных главных героев, которые лелеют надежду совместными усилиями добраться до усыпальницы святого Джона Шорна, которая якобы защищает от болезней. На протяжении всей книги товарищи по несчастью претерпевают гору трудностей на пути, кроме того, неся и потери в своих рядах /временами невероятно печальные/.
Базированное линейное повествование играет на руку автору, поскольку не надо особо напрягаться о смене времен и локаций, а нам, читателям, приятно следить за происходящим. Ничего нигде не тормозит и не летит вперед, все логично, размерено, интрига держится, интерес тем более. Финал произведения со всей дури бьет вас сковородой по затылку и оставляет с тревожным ощущением "???" и неуютно бегающим по сторонам взглядом. Все именно так, как я люблю.
Теперь о персонажах. Тут, как говорится "choose your fighter":
- Камлот - торговец святыми реликвиями с изуродованным шрамом лицом. Он не скрывает от читателя тот факт, что ни один из артефактов и мощей на продажу не является настоящим, аргументируя свое мошенничество тем, что "людям больше всего нужна вера". А ему - деньги.
- Родриго - венецианский музыкант, волею судьбы попавший в Англию и теперь застрявший тут из-за чумы. Славный статный красавец с чарующим голосом и добрым нравом, тот самый прекрасный итальянец из романтических фильмов.
- Жофре - ученик Родриго, лютнист (мандолинист?), поющий как ангел, но обладающий скверным характером и злоупотребляющий попойками и драками в тавернах.
- Осмонд - молодой юноша, который обучен иконописи, путешествует вместе со своей женой
- Адела - жена Осмонда, глубоко беременная
- Зофиил - уличный фокусник и хозяин телеги со странностями, на которой и перемещаются герои. Мужик с колючим нравом и характером прожженого скептика, который стойко верит в то, что чудес не бывает.
- Плезанс - молодая знахарка-повитуха.
- Сигнус - странствующий сказочник с лебединым крылом вместо руки.
- Наригорм - маленькая беловолосая вёльва, предсказывающая на рунах всякие мрачные и пугающие вещи.
У каждого из персонажей есть страшный секрет, который они хранят от окружающих и друг от друга, но мы все равно узнаем каждый из них в процессе истории. Из тех героев, которые лично запали мне в душу, выделяю Зофиила, Сигнуса, Камлота и Родриго. Если кто-то из читающих меня примерно прикидывает, какие персонажи мне нравятся, то можно скастовать портреты героев. В процессе приключения вы увидите и плохие, и хорошие стороны каждого действующего лица и, думаю, проникнитесь их историями/просто поймете их. Все, что вам нужно знать - ни у кого их них ничего не будет хорошо. Ну здесь же Средневековье, вы чего.
Язык красивый. Он не старается стилизоваться под средневековую манеру, просто написано литературно, потому и воспринимается органично с происходящим.
Изначально я ставила этой книге 8/10, но сейчас, рассматривая ее снова, я думаю, что, пожалуй, подниму "Маскараду" баллы до 9/10. Роман заслуживает этого, он в меру мерзкий, в меру красивый и невероятно драматичный в части несчастных судеб нескольких случайных попутчиков во время эпидемии бубонной чумы.
7583