Рецензия на книгу
Гроза из преисподней
Джим Батчер
MarinaKoroljova4 ноября 2022 г.«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой»... etc.
Конечно, нет у Гарри Блэкстоуна Копперфилда Дрездена ни белого плаща с кровавым подбоем (только черный), ни шаркающей кавалерийской походки (зато есть длинные и быстрые ноги), но при этом личность он весьма одиозная. Одного того, что Гарри — чародей в весьма реальном и приближенно современном Чикаго не указанных, каких именно годов, прибавляет его образу как пафоса, так и некоторой комиксности. Гарри прекрасно вписался бы в длинный ряд черно-белых «нуарных» комиксов, тем более что как сам Гарри, так и вся книга напоминает один из «сваренных вкрутую» детективов, которыми, к примеру, так славился Джеймс Хэдли Чейз.
Потому что тут есть все для этого необходимое — есть залитый дождем многомиллионный город — город гангстеров и мафиози, город покера и частных сыщиков; есть длинный плащ, широкополая шляпа (не считая треников и ковбойских сапог, но это... исключение из правила), частное детективное агентство (розыск пропавших вещей, паранормальные расследования, разумные цены и самое главное — никаких приворотных зелий!), множественные внутренние монологи и общий антураж, которые создают свою особую, ни с чем не сравнимую атмосферу. Ее вроде уже и видел раз пять... сот в других книгах, но это узнавание не раздражает. Оно как бы поднимает все действие на новый уровень, сводя знакомое с незнакомым, привычное с непривычным, и сталкиваются два мира — реальный и тот, что называется Небывальщиной. Впрочем, с ней нам еще предстоит не раз столкнуться.
А пока автор знакомит читателя с Гарри и... начало книги 100% удачно, на мой взгляд. Да, начинается все так, как будто читатель уже что-то непременно должен знать о Гарри, его профессии чародея, об их потусторонней тусовке и каких-то паранормальных особенностях житья-бытья, однако благодаря внутренним рассуждениям Гарри не приходится долго плутать в неизвестности, цепочка выстраивается сама, причем довольно быстро. Сюжет сразу забрасывает Гарри вглубь расследования пропавшего мужа некой Моники, и это расследование является своего рода обманкой, которая раскроется позднее (и о чем читатель сможет догадаться чуть раньше, чем до этого дойдет сам Гарри).
Авторский стиль хорош своей простотой. Ничего лишнего, никаких сложных конструкций, пятистраничных описаний или чрезмерных словесных финтифлюшек — все и четко по делу, и в должной мере красочно. «Гроза из преисподней» сверкает и переливается всеми оттенками красного, отчетливо отдавая запахами мокрого асфальта и железа, а сам Гарри наперегонки со временем мчится на поиски таинственного человека-тени, ведь если он его не найдет, то и сам может стать следующей жертвой.
Как хороша в книге завязка, так же хороша и середина, то бишь развитие. Шаг за шагом продвигается расследование и, хотя подчас кажется, что Гарри топчется на месте, однако в следующее мгновение находится какой-то камешек, который помогает ему выстроить стену улик и теорий.
У меня до сих пор перед глазами стоит эффектная сцена прихода Гарри в «Версити», да и в принципе вся книга полна разного рода эффектов, которые создают однородную и плотную картину. Даже антагонист в «Грозе...» достоин внимания, хотя его эволюция остается как бы за кадром. Но противопоставление преступника и главного героя проходит так близко, что удается уловить их сходство и различие в мельчайших чертах, хотя о прошлом Гарри мы знаем только с его слов и без лишних подробностей (но это только пока).
Однако все недомолвки, то, что Гарри большей частью одиночка, все это составляет настолько завлекательную, гротескно-графическую картинку, что на одной книге не хочется останавливаться. И радует то, что она действительно не одна.
7127