Рецензия на книгу
Маугли
Редьярд Киплинг
Аноним28 октября 2013 г.Едва ли Киплинг знал все тонкости теории своего земляка-естествоиспытателя господина Дарвина. Да и этот последний не владел всеми тонкостями эволюционной истории высшего вида (нам так приятно думать об этом) - человекообразных обезьян и их чисто человеческих законных потомков. Напомню известную истину: геном шимпанзе и человека различается менее чем на 1 процент.
Ну вот. Известная фабула сказки дает возможность множественного толкования всей этой истории: естественная природа иерархий организованных живых сообществ, единая для всего живого; основополагающий фактор окружающей среды для формирования "личности" в форме усваивания традиций, которые помогли сообществу выжить; коммуникации - вербальные и невербальные - считающиеся главным двигателем развития мозга, ну по крайней мере, одним из необходимых для этого условий.
Кроме таких штук, есть ещё художественное мастерство автора. И мне кажется в истории с Маугли, самым интересным персонажем является...Киплинг. Возможно, это слишком прямолинейно, проводить подобные аналогии: Киплинг - это Маугли, джунгли - Индия, но не в смысле дикости, а иной, непривычной среды обитания для, как бы это выразиться, белого человека. И что происходит в подобных случаях - пограничных. Как это происходит? Адаптация. Что происходит с адаптируемым? Если посмотреть на Маугли ну совсем уж "по-естествноиспытательски" - это приграничье=пограничье, - это всё сделало его Маугли=Киплинга более сильным=проницательным=мудрым? Чуть-чуть "дикарем", чуть-чуть - более белым, чем обычный белый?
Совсем уж натянутая аналогия: люди одной цивилизации, попадающие в другую, что теряют? Что приобретают? Например, приобретают ли некую исключительность, позволяющую "проникнуть" в новую среду глубже, нежели аборигены понимают собственный муравейник? Что это вообще дает - смешение, а глубже - мутация? Киплинг не мог не думать о подобных вещах - приграничья=пограничья, подозреваю, что эта тема была одной из центральных в его творчестве. Что, разве случайно появление "Бремени белого человека"? На мой взгляд, это и есть две вершины в творчестве Киплинга вышеозначенной тематики - "Маугли" - поэтическая, мифологизированная, "Бремя белого человека" - интеллектуально-историософская (хотя какая же историософия без интеллекта, чтобы выделять его, интеллект, в отдельную составляющую?).
Подозреваю, что всё, что я тут напридумывал, никакого отношения к "реальному" замыслу Джозефа Редьярдовича Киплинга, не имеет. Разобраться бы только что есть "реальность".3296