Рецензия на книгу
Who Is Maud Dixon?
Alexandra Andrews
Аноним31 октября 2022 г.Что в имени тебе моём?
Пожалуй, начать стоит с убийства. Особенно если его совершает кто-то вроде писателя (но кто именно, не скажу, пусть будет сюрприз). После чтения прошло какое-то время, и я поняла, что целиком и полностью одобряю убийство ради громкого имени и высоких продаж. Это напомнило мне старые добрые времена, когда писатель мог быть алкоголиком, наркоманом, убийцей (например, солдатом мировой войны) или последней сволочью, и это создавало его неповторимый литературный облик. Конечно, мало найдётся великих авторов, которые были бы к тому же хладнокровными убийцами, но аморальность в целом была чертой большинства писателей XX века. И это было нормально, никто не ожидал от них проповеди про ЗОЖ или семейные ценности.
Однако времена изменились. Если говорить про текущий момент, то мне стыдно перед самой собой, что я читаю книгу, в которой убийца остаётся безнаказанным. Если говорить про последние пару лет, когда вокруг было так много смертей — от эпидемии, от государственного террора, от войны, — то мне стыдно перед близкими и окружающими, что я читаю книгу, в которой смерть является средством достижения цели. Если говорить про последние двадцать лет, то быть негуманным и нетерпимым к другим людям, не пытаться вести здоровый образ жизни, не стремиться ни к какой цели, не помогать окружающим, не уважать чужие ценности и достижения, не ценить жизнь — это уже просто неприлично. Поэтому я надеюсь, что вы оцените, сколько смелости мне понадобилось, чтобы признаться, как мне нравится персонаж, который убил несколько человек, вышел сухим из воды и наслаждается чужим успехом. А нравится он мне именно потому, что напоминает о старых добрых временах, ничего личного.
До ужаса банально и безвкусно сравнивать эту книгу с «Мизери» Стивена Кинга, однако я действительно не могу припомнить ничего более попсового и соответствующего моей мысли.Как много значит имя для писателя. Как много значит имя для нашего самоопределения... Мало кто это понимает, но история Мод Диксон — очень наглядный пример. Как только Флоренс Дэрроу присваивает имя писательницы, она начинает вести себя иначе, хотя ещё не написала ни одной книги и не прославилась; но она уже чувствует себя другим человеком, она ведёт себя как другой человек, она примеряет на себя характер другого человека — и через это наконец-то познаёт себя.
Любопытно, что в книге Флоренс претерпевает два превращения. Сперва она, осторожная и неуверенная в себе, присваивает чужое имя. Это помогает ей раскрыться. Её первое превращение связано с раскрытием собственной личности, познанием себя, своей морали и аморальности, открытием того, насколько чувство свободы окрыляет, и насколько прекрасно жить, когда ты уверен в себе.
Но потом случается то, что случается, и она возвращает собственное имя. Второе превращение связано с Хелен Уилкок, но я не могу вам проспойлерить всё самое интересное. Флоренс — уже не прежняя Флоренс, она почувствовала вкус власти над жизнью и смертью и вкус истинного творчества, не скованного рамками человеческой или божественной морали.Думаю, в какой-то мере это роман о Сверхчеловеке Ницше — тот тоже был великолепен и в такой же степени не скован рамками обычной морали. Это одновременно падение в бездну бесчеловечности и вознесение к вершинам божественного успеха. Автор даёт нам все основания осуждать героев за их поступки. Но в то же время автор рисует такую завораживающую картину преображения, такой потрясающий переворот от неудач к успеху, что это не может не привлекать. Ведь каждый из нас хоть раз испытывал чувство зависти, которое выдавало наши амбиции в той или иной сфере. Думаю, мало кого из нас зависть и амбиции довели до убийства, — это-то и является определением нормы, это и показывает, что в зависти и амбициях нет ничего плохого. Но для кого-то (типа наших героев) именно эти чувства и желания могут стать отправной точкой к преступлениям. И я не могла оторваться от наблюдения за тем, как Хелен, Флоренс и даже Грета в какой-то мере падают в эту бездну. Кто-то из них в процессе падения обретает крылья, чтобы взлететь и подняться даже выше нас, простых смертных; а кто-то разбивается насмерть. Это и есть тот самый успех, когда люди не боятся идти по головам; но даже если вы идёте по головам, это ещё не значит, что успех вам гарантирован. Такая интересная книга!..
Если у вас есть совесть и человеколюбие, то это покажется страшным и, возможно, отвратительным. Если у вас есть совесть, но есть и амбиции, то этот роман покажется вам увлекательным, однако про себя вы решите, что никогда бы не избрали этот путь. Если у вас есть амбиции, жадность, стремление к успеху, то, возможно, вы уже преодолели половину этого пути (а то и весь). Теперь мне по-настоящему интересно, а вам бы понравилась эта книга?
26501