Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2022 г.

    Черт его знает, что возвращает меня к этому роман снова и снова. Понятно, что был читан в школе, но это как в прошлой жизни, а потому не считается. Затем года четыре назад, незнамо по какой надобности и вот опять. Может литературные боги берегут меня, подкидывают эту книгу чтобы не закоснел, не зажирел и не проспал всё на свете. Со вторым я явно не справился)))
    Ладно бы книга была увлекательная, так нет же. Достаточно растянутая на полтыщи страниц вещь. Страниц, на которых практически ничего не происходит. Первая часть описывает лежание на диване и вот это знаменитое: «Заха-а-ар! Захар!». Затем какая-то не пойми какая любовь Ольги и Обломова, состоящая из душных разговоров и сиреневых веток. Затем разбор ошибок этой недолюбви и расставание с выкидыванием веток. И в заключительной части любовь Штольца и Ольги и спасенный от проходимцев Обломов в своем маленьком душном раю. Вот что тут читать?
    И всё же как же хорош Гончаров, несмотря на всё эту порой занудность и излишества в тексте! Хорош как художник человеческой души, образ мыслей и движений сердца. Ну и куда же тут без иронии и простого юмора. Вот этого порой не хватает светилу русской литературы графу Льву Толстому. Гончаров мастер деталей, которые с такой любовью выведены, так к месту, что оказаться всей натурой в романе оказывается легче легкого. Вот стоит же только прочитать, как кто-то проснувшийся в Обломовке в послеобеденное время, сдувает мух с кваса на другой край и напившись падает опять замертво… И можно больше ничего писать про Обломовку! Но Гончаров не останавливается и заколачивает в душу читателя деталь за деталью. И так во всем.
    Совсем не хочется писать про Обломова и Штольца, про старую и новую Россию. И про пользу написания рецензий и обливаний холодной водой тоже не хочется. А вот про роман, как ответ Толстому мне было интересно подумать. В заключительной части Гончаров описывает идеальную женщину и идеальный брак. Про идеального мужчину там тоже есть, но совсем немного. Идеальному мужчине достаточно не разбрасывать носки по квартире и не спать после обеда. Толстой также описывает счастливый брак, как способность мысли и говорить вместе, но всё же он отводит женщине с её «скромным умственным хозяйством» небольшое место. Гончаров же, мало того, что чужд в романе, а может именно благодаря этому, всякой религиозности, так и рисует совсем другую картину. Брак как сотрудничество равных, правда делая пометку на полях, что математика всё-таки не женская область. Но во всем остальном ставит женщину вровень с мужчиной, а в чем-то и выше. Классик не чурается отдать должное важности и плотской страсти, взрыва чувств и вожделения. Писатели любят драму, а как описать счастливый брак. Жили-были…? Гончарову же это удалось. Ольга Ильинская, наверное, самая привлекательная женщина в русской классике. Привлекательная не столько внешне, а в том, что впервые, возможно, Гончаров воспел красоту доброго, бесхитростного ума в сочетании с чувственностью и сердечностью.
    Классика хороша тем, что сколько не читай, а всё равно каждый раз алмаз, да блеснет новой гранью.

    55
    802