Рецензия на книгу
Возвращение в Брайдсхед
Ивлин Во
Аноним27 октября 2022 г.«… ветвистое украшение у меня на лбу превратило меня в одинокого и гордого царя лесов»
Когда я встретила выражение на латыни «Et in Arcadia ego» открывающее первую книгу этого произведения, то несказанно обрадовалась. Ведь я только-только закончила читать «Я исповедуюсь» Кабре, где это выражение играло немаловажную роль. От столь приятного совпадения я успела построить воздушные замки с ожиданиями от прочтения «Возвращение в Брайдсхед» и готовилась к приятным вечерам. К концу книги воздушные замки лежали в руинах.История повествует нам о неком Чарльзе, который в годы войны по стечению обстоятельств оказался рядом с поместьем, в котором познал любовь, дружбу и потери. Главный герой начинает свои воспоминания с Оксофрда, где познакомился с неким Себастьяном, человеком из именитой семьи, который таскался с плюшевым медведем и не любил говорить о своей родне, тем самым придавая себе атмосферу таинственности и отчуждённости. Чему быть, того не миновать, и Чарльз всё таки знакомится с семьей Флайт, которая, словно зыбучий песок, втянула героя в свои круги и посвятила во многие тайны и секреты. Сами Флайты сыграют немаловажную роль в судьбе главного героя, но и Чарльз оставит ощутимый след в их жизнях, что не всегда хорошо.Мне сложно описать свои эмоции от этой книги. Я вроде бы и получила удовольствие от чтения, но я ещё и испытала некую скуку и меланхолию. Герои, обстановка, эмоции и история в целом не сильно цепляла, а если и цепляла, то автор будто намеренно смахивал персонажей и события со страниц книги, поэтому мне оставалось лишь смириться с судьбой и наблюдать за красивыми страданиями героев в красивых стенах красивого поместья. Многие в своих рецензиях говорят о глубине романа, о его чувственности и философии, для меня же «Возращение в Брайдсхед» стал памятником культуры, которая медленна умирала в окопах Первой Мировой и ничего более.Чувствуется, как Ивлин Во тоскует по тем жестам, моде и манере общения. Всё произведение будто пронизано тоской по прошлому, которое более никогда не возродится. И вроде всё это красиво и эстетично, но так тоскливо и уныло.Для меня самой приятной и атмосферной является первая часть книги. В ней есть что-то и от студенческих будней в Оксфорде, дружба Себастьяна и Чарльза интересна и привлекает всё твоё внимание на себя, семья Флайтов интригует и будоражит самые разные темы для дискуссий и рассуждений. Но потом происходит череда событий и всё угасает. Главный герой, который мог бы хоть что-то из себя представлять гаснет. Флайты теряют свою таинственность и начинают выглядеть даже жалкими в глазах читателя. Себастьян же был потерян на фоне непонятных любовных хитросплетений.Главный герой ближе к концу произведения уже начал надоедать и вызывал больше отрицательных эмоций, чем положительных, за счёт своего поведения и отношения и к некоторым обстоятельствам. Этот человек не пожелал встретить своих детей после двухлетнего отсутствия, но в вопросе «А нужен ли священник умирающему старику, которого ты видел лишь пару раз за всю жизнь?» он первый в рядах и рвётся в словесный бой со всеми домочадцами. Наблюдатель, очевидец, свидетель… он кто угодно, но не герой этого романа. В первой половине на него возлагались хоть какие-то надежды, ведь он близкий друг Себастьяна, а последний попал в очень неприятное положение, так помоги другу, вытащи его из обстоятельств, которые могут погубить его. Но… нет, герой достаточно быстро опустит руки и оставит всё на самотёк, а дальше будет грустно вздыхать по несчастливой судьбе человека, которого называл «другом».«- Знаете, Чарльз, - сказал он мне, - это приятная перемена, когда всю жизнь кто-то смотрит за тобой и вдруг появляется человек, за кем тебе самому нужно смотреть. Только, разумеется, это должен быть совсем уж пропащий человек, если он нуждается в моём присмотре»Тот небольшой свет и главная изюминка книги в лице Себастьяна быстро гаснет. Судьба у персонажа достаточно драматичная и вызывает интерес и сострадание, но как же автор жесток к его истории. Герой буквально пропадает с горизонта и вся его судьба становится нам известна лишь из пространственных диалогов между строк. Персонаж, который должен был сыграть важную роль в жизни Чарльза и в семье Флайтов, теряется и не находит своего финала. Один из героев создаёт свою картину того, как кончит этот персонаж, но, будем честными, не такого ты ждёшь от Себастьяна, который всю первую половину книги был её центром и главной изюминкой всех происходящих событий. Крайне печальное зрелище, вызывающее лишь тоску, а не сострадание.Второстепенные герои романа какие-то… странные? Абсолютно никто не привлёк моего внимания, никто так и не стал вторым «Себастьяном», ибо на фоне последнего все выглядели достаточно блекло и уныло. Джулия, которая перетянула на себя всё одеяло во второй половине книги, выглядела для меня как барышня, которая вечно страдает и распространяет свою тоску на других. Её взаимоотношения с Чарльзом были будто как убивание времени и попыткой заглушить некую пустоту, которая поразила этих двоих, но вышло как-то нескладно. Один из немногих героев, который мог бы привнести какой-то «кислинки» во всю эту меланхолию, мог бы стать Антони Бланш, но и его судьба становится в дальнейшем неизвестна. Если честно, то у меня сложилось впечатление, будто автор намерено лишал меня интересных героев, заставляя красиво тосковать около красивого камина в красивом поместье рядом с красивым людьми.«Обаяние - это английское национально бедствие. Болезнь, которая распространена только на этих серых островах. Обаяние пятнает и губит всё, к чему прикасается. Оно убивает любовь, убивает искусство; боюсь, мой милый, что оно убило и вас…»О, а ещё тут есть Бог. Семья Флайтов составляет из себя солянку верующих и не очень людей. Это мог бы быть интересный внутренний конфликт, но вышло тоже как-то совсем нескладно. Тема Бога поднималась и у Кронина в его «Ключах царства» и у Жауме Кабре «Я исповедуюсь», которые я читала незадолго до «Возвращение в Брайдсхед», но там это было преподнесено более изыскано и даже интересно для обсуждения, тут же у меня было ощущение, что люди друг с другом говорят как в пустоту или со стенкой. К чему были все те возвышенные разговоры, если все герои так и остались при своём мнении и ничего в их взглядах так и не изменилось за столько лет? Я не знаю.«- Но нельзя же верить во что-то просто потому, что это красиво.- Но я именно так и верю.»Слог у Ивлина Во прост. Читаешь легко, но без интереса, не спотыкаешься, но и ничего нового для себя не находишь. Бывали моменты, когда автор строил интересные конструкции и позволял философии улететь в невиданные дали, моментами у него это получалось хорошо, а моментами нет. Ничего особенно сам по себе текст не представляет, возможно именно поэтому вся эта атмосфера old money выглядет немного блекло. Но! Не могу отрицать, что тут мелькала парочка моментов, которые вызывали у меня искренний смех. Некоторые моменты были прописаны с истинным английским юмором и являли собой тот небольшой и редкий проблеск чего-то цепляющего в этой всей череде тоски и уныния.«Там есть, если не ошибаюсь, ещё одна сестрица, ребёнок. О ней пока ничего не известно, за исключением того, что недавно её гувернантка потеряла рассудок и утопилась. По-видимому, прелестное дитя»Так ли плох «Возвращение в Брайдсхед»? Не сказала бы, в книге есть все те аспекты, за что подобную литературу любят и читают. Какое-то ощущение принадлежности к кругу сливок общества, какая-то тоска по временам, которые более не наступят, какое-то сопереживание персонажам. Но на этом все. Этот роман классический представитель своего жанра и своей эпохи, возможно именно за это его так и любят. Но ничего нового или шокирующего я для себя не открыла, увы. Это было интересное знакомство, которое не вызвало бурю эмоций, за место них был лишь очередной зевок и меланхоличное настроение. Книга подойдёт для того состояния, когда хочется погрустить красиво в компании красивых людей внутри красивого особняка около красивого камина.5500