Рецензия на книгу
Работа над ошибками
Юрий Поляков
Аноним20 октября 2013 г.«Учение или, как теперь принято говорить, учеба – это, по-моему, многолетняя изнурительная война между классной доской и школьным окном. Начинается она – как и вторая мировая – 1 сентября, с переменным успехом идет весь учебный год, и только к маю распахнутое, весеннее окно одерживает прочную победу. Тогда Министерство просвещения объявляет перемирие, продиктованное якобы заботой о детях и в дальнейшем именуемое «каникулами».
Так начинается эта повесть, и здесь главная мысль – война. Армия детей против армии учителей. Не надо думать, что дети слабее, на их стороне родители, очень грозная сила. С детьми учителя бы справились, а вот как победить родителей? Это либо алкаш, которому дела нет до ребенка, но он порождает злобного монстра, который держит в страхе всю школу. Либо профессиональный кляузник, который умеет составлять доносы «куда надо». Либо родитель на высокой должности, который «может устроить» судьбу учителя или директора школы. Родители – это сила! В советское время у них была скрытая власть, в наше время еще хуже, все они знают свои права, знают что могут угрожать прокуратурой. Сейчас любая домохозяйка может держать учителей в страхе.
Принято думать, что школа обязана дать знания ребенку. Обязана ли она воспитывать? За какой ресурс идет война, за «образованность», «оценки» или «нравственность»? есть возможность формального подхода: даем знания, торгуем оценками, воспитание нас не касается. Есть старый советский подход: школа должна воспитать Человека.
Эта книга написана в 1986. В московских школах уже превалирует формальный подход. Учителя проиграли войну за нравственность, идут локальные бои. Герой повести, посторонний в этой войне. Он может пройти мимо, а может стать героем, бросится на амбразуру. Совершить тихий подвиг. Спасет ли это детей?Когда читаешь, конечно, вспоминаешь свою школу. Сначала у нас был «красный директор». Был очень сильный пед коллектив, победы в разных олимпиадах, интересные кружки. Счастливое, наивное детство с верой в светлое будущее. Потом пришел директор, которого выгнали из училища за взятки. И мир рухнул. Мы в один день поняли, что значит «рыночные отношения», сколько стоит оценка, сколько аттестат, медаль. Учителя те же, отношения другие. Те из учителей, кто не согласен, в массовое увольнение. К окончанию школы мы были циничными, готовыми к схватке волками. Хорошо это или плохо? Мы во время повзрослели, лично мне это пошло на пользу. Но, те кто младше нас, их жалко. Все же хорошо, когда у тебя есть "наивное детство" с верой в светлое будущее.
5100