Рецензия на книгу
Klara and the Sun
Kazuo Ishiguro
Аноним21 октября 2022 г.Как плохо ничего не объяснять
Говорят, братья Стругацкие однажды вывели принцип "Как здорово ничего не объяснять. Вообще ничего" и придерживались его в своём творчестве. Возможно, поэтому я далеко не их поклонник. Но речь у нас сейчас пойдёт о Кадзуо Исигуро и романе "Клара и Солнце".
В этом произведении почти ничего не объясняется. Что, к чему, зачем, почему - автору некогда, а читатель сиди и теряйся в догадках. На самом деле, с каждой новой странностью (а их в романе всего на 350 страниц шрифтом с большими интервалами просто-напросто уйма) есть желание закрыть книгу и расстаться с ней навсегда. И лишь смутная надежда, что хотя бы что-то объяснят, остаётся до конца. Увы, в отличие от надежды самой Клары, ей не суждено сбыться.
О чём роман? В некоем условном городе и условном магазине продаётся совсем новая Клара - Искусственная Подруга для подростка (докатились, если честно). Вместе с ней в магазине есть ещё несколько ИП и ИД - искусственных друзей. Клара, похоже, заряжается от солнечного питания, и она начинает обожествлять Солнце по-своему. Весь роман идёт повествование от самой Клары, из-за чего стиль крайне суховат, а описания весьма скупые и странные. Что происходит в отдельных эпизодах, порой остаётся лишь интуитивно догадываться. Мало того, иногда зрение Клары творит странные штуки: разбивает всё вокруг на множество секций и становится мозаичным.
Это далеко не все странности в романе. Вот, например, для чего нужна КОТЭ-машина (аббревиатуру не перевели, не надейтесь, гадайте сами)? Она загрязняет воздух, но почему-то нужна для уличных работ. Или, скажем, почему Клара, попав в дом к подростку - девочке Джози - говорит, что она не была никогда снаружи, на улице? А как же она тогда попала в дом? Телепортнулась? А почему Мелания разговаривает со странным акцентом и ругается на Солнце? Нет никаких описаний. Нет вообще ничего.
Диалоги - это вообще нечто. Ну ладно Клара так разговаривает, она всё-таки искусственная, но почему все вокруг, от подростков до взрослых общаются крайне странно? Порой возникало ощущение, что все персонажи тоже роботы (насчёт Мелании до сих пор подозрения), и Клара здесь самая человечная (что для меня лично неприемлемо: ну не может искусственное подобие человека стань более человечным, чем мы, не должно). Мало того, иногда диалоги настолько резко перескакивают с одного на другое, что в одной из сцен ты сидишь и думаешь, с чего вдруг одного из персонажей назвали фашистом.
Предыстория мира тоже не раскрыта. Нам дали скупые намёки на некую Принудительную Эвакуацию и генное редактирование способностей детей, но что конкретно происходит, так и не объяснили, некогда.
Да, конечно, автор поднимает множество важных и нужных вопросов: о природе истинной человечности и сердечности, о любви, вере, надежде. Но сюжетные линии настолько скомканы и не раскрыты, что даже кульминационный момент становится скупо описываемым и чем-то рядовым, в итоге автор от лица Клары делает такие выводы, что лучше бы их вовсе не делал.
Оценка поставлена 6 из 10 лишь по причине того, что здесь есть намётки на мрачную антиутопию (причём довольно тоскливую), и в то же время появляется надежда. Но для меня лично это роман на один раз, без желания перечитать. На ту же тему лучше посмотреть сериал "Люди", там тема человекоподобных роботов и их взаимоотношений с людьми раскрыта глубже. А здесь осталось ощущение "Не верю", потому что все персонажи ведут себя неестественно. Ну вот подумайте сами, разве Рик не полюбопытствовал бы, чем там таким странным занимается Клара в сарае? Любой нормальный мальчишка полез бы украдкой разузнать, что там происходит. А Рик лишь скучал в стороне и потом донимал Клару вопросами.20364