Рецензия на книгу
Отверженные
Виктор Гюго
VasilijKriptonov20 октября 2022 г.Ещё один роман, который не нуждается в представлениях - "Отверженные" Виктора Гюго. Что нужно знать об этом произведении, прежде чем решить, стоит ли его читать?
Роман огромный - семьдесят с лишком авторских листов, по современным меркам это как семь романов. И это будет отнюдь не лёгкое чтение "чтобы отдохнуть и отвлечься". "Отверженные" из тех книг, которые требуют от читателя определённой душевной и интеллектуальной работы.
В фокусе романа - противостояние двух социальных сил, воплощённых в двух персонажах. Первая сила - это Жан Вальжан, бывший каторжник, скрывающийся от закона. Вторая сила - инспектор Жавер, сыщик, преданный своему делу, безупречный и неподкупный. При взгляде издалека их противостояние - это классическая битва добра со злом. С одной стороны - вор и грабитель, с другой - слуга закона. Однако при ближайшем рассмотрении всё оказывается совершенно иначе.
Жан Вальжан попал на каторгу за пустяковую кражу, на которую пошёл даже не ради себя - он хотел накормить голодных детей своей сестры. Красной нитью через весь роман проходит тема гнусного общественного лицемерия. Общество не даёт определённым категориям людей честно заработать на кусок хлеба, а когда этот кусок берётся нечестно - на провинившегося обрушивается вся мощь общественного гнева. За кражу хлеба Жан Вальжан провёл на каторге, в общей сложности, девятнадцать лет.
На этом его наказание не заканчивается. Выйдя на волю, он остаётся изгоем. Ему нельзя нигде переночевать, ему не продают еды, общество отторгает его, постепенно вновь толкая на ту же дорожку. Но по счастливой случайности на пути Жана Вальжана оказывается епископ Бьенвеню. Епископ единственный относится к Жану Вальжану по-человечески, и эта встреча меняет жизнь Жана Вальжана.
Если мы посмотрим, как разговаривает и ведёт себя Жан Вальжан в начале и в конце романа, то мы увидим, что это - два совершенно разных человека. В начале он ничем не отличается от множества других проходимцев, которых мы немало встретим на страницах книги. Он - плод среды, породившей его, вся его судьба написана у него на лбу.
Однако в кульминации мы видим поистине титаническую фигуру. Это невероятно сильный как физически, так и духовно человек. Но дело не только в силе. Жан Вальжан меняется нравственно, меняется интеллектуально. Уже во время нашей с ним второй встречи он производит впечатление человека благородного, образованного. Кроме того, бесусловно высокоморального. И это впечатление растёт чем дальше, тем больше.
Виктор Гюго творил в русле романтической традиции, и поэтому мы не видим, как именно происходили все эти трансформации. Не так-то просто из малограмотного каторжника превратиться в ту личность, которой становится Жан Вальжан. Это - годы работы над собой. Однако мы видим и понимаем, что таких возможностей у него, пожалуй, не было, ну или они, как минимум, не освещены на страницах романа. Гюго было важно показать, как может измениться человек, если к нему относятся по-человечески. Одна-единственная встреча с епископом Бьенвеню осветила целую жизнь Жана Вальжана. Если же ко всем отверженным всё общество будет относиться так же - может быть, все отверженные окажутся достойными людьми?
Инспектор Жавер, противник Жана Вальжана, не переживает таких глобальных изменений до самого конца. Он - ревностный блюститель закона, и беглый каторжник - это его работа. Закон должен быть соблюдён в любом случае. Если закон осуждает кого-либо - сомнения недопустимы. Это твёрдая и благородная позиция, такую же в своё время занимает Сократ, отказавшись бежать из тюрьмы исключительно из глубокого уважения к закону.
Однако что подразумевается под законом и чему на самом деле служит Жавер? Мы понимаем это в сцене ареста Фантины, которая накинулась на господина, бросившего ей снега за шиворот. Фантина - падшая женщина, у неё толком нет ни жилища, ни средств к существованию, она больна. Но у Жавера не возникает даже тени сомнения в том, что она виновна. Ведь тот господин - домовладелец, плательщик налогов, уважаемый человек. Закон должен защищать его.
Инспектор Жавер вызывает двойственное ощущение. С одной стороны нельзя не преисполниться к нему отвращением после того как он произносит такие подлые слова. С другой стороны, это - не его слова. Он честно и благородно служит закону, не подвергая его сомнению. Он нашёл себе такую опору в жизни. И когда Жан Вальжан, в сложившихся обстоятельствах оказавшийся выше Жавера на лестнице власти, освобождает Фантину, у Жавера происходит сбой программы. У него выбили почву из-под ног, он не представляет, как быть дальше. И принимает единственно возможное для него решение: он преисполняется уверенности, что мэр города, по сути его начальник, на самом деле Жан Вальжан, иначе он никак не может объяснить, почему мэр взялся защищать какую-то гулящую девку. Что характерно, Жавер абсолютно прав в своём предположении.
Возвращаясь к Жану Вальжану, мы видим, что и он считает себя виновным. После ночи, не уступающей молитве Христа в Гефсиманском саду, Жан Вальжан решает перестать скрываться. Но возникает новое обстоятельство - Козетта, девочка, за судьбу которой Жан Вальжан считает себя ответственным. И вместо того чтобы сдаться Жаверу, он отправляется за Козеттой, которая становится смыслом его жизни.
Благодаря Козетте-ребёнку (она постепенно взрослеет и начинает выполнять уже другую функцию в этой же книге) мы наглядно видим проблемы, несовершенства существующей общественной системы. В чём может быть виноват ребёнок? Ни в чём. Козетта и предстаёт перед нами как совершенно невинное дитя, которое понятия не имеет, за что её постоянно обижают приёмные родители, и думает, что, верно, так оно и должно быть. Если бы на её пути не случилось Жана Вальжана, она закончила бы в лучшем случае так же, как её мать, в худшем - так же, как её сводные сёстры. Это неизбежный процесс, так общество избавляется от тех, у кого нет капитала или связей для того, чтобы занять достойное место.
Жан Вальжан не может позволить такого исхода для Козетты. Смыслом его жизни становится - дать ей возможность жить достойно, ни в чём не нуждаясь. Формально закон не против того, чтобы Козетта жила достойно. Фактически же инспектор Жавер делает всё, чтобы этого не допустить, он продолжает охоту за Жаном Вальжаном, кроме которого никто никогда Козетте не поможет.
Таким образом за душу, за жизнь ребёнка сражаются двое. С одной стороны - бывший каторжник, сознающий убогость и несправедливость общественного устройства. С другой стороны - слуга закона, уверенный в том, что всё в мире устроено правильно. Однако победа первого - жизнь ребёнка, победа второго - смерть. Да, именно отсюда, скорее всего, пришла знаменитая "слезинка ребёнка" Достоевского, ведь этот роман был его любимым.
Может сложиться впечатление, что роман излишне наивен и даже нелеп, выставляя всех без исключения общественных парий либо благородными рыцарями, либо невинными овечками, "заеденными средой". Вовсе нет. На страницах книги хватает откровенных мразей, гнусных и подлых людей, воров и убийц. Их автор не собирается защищать. Однако он без стеснения показывает, что эти подонки губят десятки и сотни. Тогда как закон, объединившись с богатством, равнодушно и безнаказанно давит миллионы.
Роман охватывает промежуток от 1815-го по 1832-й год. Внушительный отрезок времени, за который все персонажи, которых мы видим в начале, претерпевают сильные изменения. Однако "Отверженные" не ограничиваются только историями своих героев. Виктор Гюго - крайне обстоятельный писатель, и практически каждая значимая локация в произведении оказываается намертво приколоченной к своей истории. Если упоминается битва при Ватерлоо - мы побываем в самом пекле этой битвы, узнаем, как всё происходило. Ради чего? Ради того, чтобы застать одну крохотную сценку, которая годы спустя будет иметь колоссальное значение для героя, которого мы ещё не знаем. Если герои оказываются в женском монастыре, то мы узнаем историю этого монастыря и ознакомимся с размышлениями Гюго над этим явлением в целом. Если Жан Вальжан вынужден спуститься в канализацию... Ну, вы поняли.
Кому-то эти "отступления", возможно, покажутся лишними и скучными. Опять же, если нет познаний в истории Франции, то множество имён и событий будут лишь пустым звуком. На мой взгляд, всё это очень интересно. Рассуждения автора и сегодня выглядят достаточно смелыми и заслуживающими внимания.
Что же в итоге? "Отверженные" - это исторический роман, написанный в 1862-м году. Он был неверояно актуален в своё время и пользовался заслуженной популярностью, выставляя на всеобщее обозрения пороки и несовершенства общественного устройства, которые принято было скрывать и замалчивать. Значит ли это, что сегодня он безнадёжно устарел?
Вовсе нет. Множество общественных пороков не побеждены и по сей день. И пусть сегодня, в целом, картина в развитых странах выглядит не столь ужасающе, как на страницах "Отверженных", но это лишь на первый взгляд. Стоит копнуть глубже, и мы увидим, что образы Жана Вальжана, инспектора Жавера и Козетты должны остаться с нами ещё очень и очень надолго.
7636