Рецензия на книгу
Middlemarch
George Eliot
Amazing_ForgetMeNot19 октября 2022 г.Эх, вот если бы из романа убрать абстрактные рассуждения/размышления, то он бы мне понравился ещё больше, но даже так, мне было интересно наблюдать за развитием как самих героев, так и их жизни. И, для разнообразия, в книге всё не заканчивается браком, а им лишь начинается, за исключением пары Фреда с Мэри, но там иначе и правда не было бы счастья, в этом Мэри была абсолютно права.
Что же касается остальных пар, то сначала нас знакомят с сёстрами Доротеей и Селией, что остались сиротками и живут с дядей-опекуном, хотя окружение и считает его не очень-то подходящим и взбалмошным, поскольку он много путешествет, а оттуда привозит "несуразные идеи". И сёстры совершенно не похожи, Додо мечтает о величии души и сделать как можно больше для кого-то, будь то родня, фермеры, бедняки или просто абстрактная помощь в будущем. Селия же, девушка, мечтающая о простом семейном счастье с таким приятным человеком, например, как Джеймс, сосед-баронет, но вот беда, он её не замечает, поскольку всё его внимание направлено на Додо, а она, в мечтах о высоком, включая счастье сестры с Джеймсом, даже не замечает очевидного, пока Селия не открывает ей глаза на это. И быть бы сложной ситуации с таким любовным треугольником, но появляется ОН, герой грёз Доротеи, мистер Кейсобон, "вечный творец гениальной книги, которая упорядочит всю мифологию". Никто не понимает, что она в нём нашла, включая всех родных, да и самого Кейсобона, но вскоре они уже женаты и... И начинаются трудности буквально с медового месяца, потому что каждый видел в браке что-то своё, но не что-то общее, и, поскольку ожидания вовсе не оправдались, то начались неизбежные ссоры и обиды...
И такая же участь постигла брак Лидгейта с прелестной Розамундой, усугубляющийся ещё и тем, что Лидгейт новичок в Мидлмарче, хоть и из знатного рода. Но он приехал с новаторскими идеями в мирок, где укоренились в корне невежественные навыки в медицине, но они "свои и родные", а он предлагает их изменить и половину болезней лечить "не пойми как". И наследство, на которое он купил здесь практику, собираясь заниматься наукой и осуществляя свои амбициозные планы, быстро заканчивается, потому что любовь с первого взгляда и поспешная женитьба на столь воздушной особе не могут стать надёжным фундаментом.
Но Розамунда хоть не играет в азартные игры и не надеется на призрачное наследство, в отличие от своего избалованного братца Фреда. И хотя Фред тоже влюблён, взаимно, в подругу детства, Мэри, он не понимает, почему же она не соглашается выйти за него замуж и постоянно просит если не учиться, то найти работу по душе. И ему придётся пройти долгий путь от полного падения в бездну, но мужественного подъёма обратно, но уж после этого он твёрдо будет стоять на ногах и любить и почитать свою жену, и не строить облачных замков, а искать счастье в том, что он может построить сам и добиться. Разве что иногда забыться, и купить лошадь, чтобы потом её выгодно продать, но, как обычно, что-то пойдёт не так, но милая Мэри скажет, что это лошадь виновата, а вовсе и не Фред)))
И, безусловно, в отношения всех трёх пар вмешиваются не только родственники, но и местные "кумушки", которым уж точно лучше знать, что и как для молодых будет лучше и правильней. Хотя чего ещё ждать от маленького городка, где и заняться-то особо нечем, а половина знакомых - это родня, близкая или далёкая, а вторая половина - родня той родни) И от влияния общественного мнения не так-то легко освободиться, это всё равно давит на тебя, сколь бы сильной личностью ты ни был. А уж когда выплывают секреты прошлого, и шантаж, то тут не выдерживает репутация даже признанных лидеров, чего уж говорить о приезжих новичках. И тогда ещё больше раскрывается независимый и стойкий характер Доротеи, что не боится дружить с теми, кого она выбрала друзьями, и помогать им, несмотря ни на что, просто потому, что она может помочь. И также в личной жизни, уж как все были против её отношений в молодым дальним родственником бывшего мужа, Уиллом, которого Кейсобон сначала поддерживал, но стоило даже появиться лёгкому намёку на неповиновение и неправильному взгляду на молодую жену, так сразу же последовала унизительная приписка к завещанию, что отдалила возлюбленных на несколько лет друг от друга... И если поначалу я думала, что зря Додо не вышла за Джеймса, то постепенно, когда его лицемерие раскрылось в полной мере, порадовалась, что она этого не сделала. Ведь, женившись в итоге на Селии и, в целом, счастливо с ней живя, он уверен, что имеет право вмешиваться в жизнь Додо и, главное, указывать как ей вообще жить и с кем... А вот Ладислав подходит Додо, он, как и она сильная личность и многое пережил, что в детстве, что теперь, когда уже вырос. Он принимает помощь "двоюродного дядюшки", но не полагается на неё, не получилось с живописью, занялся журналистикой, и, очень даже успешно, надо сказать. Влюбился, но не понимает, почему ему не отвечают взаимностью, хоть, вроде бы, кроме материальных других причин и нет, он почти готов смириться, но только всё равно его тянет туда, где Додо и, всё же он узнаёт правду и сцена их признания созвучна погоде за окном, буря бушует в душе у обоих, но после обязательно выглядывает солнце, как на улице, так и в жизни уже любящей пары, а не двух одиночек.
Ну и помимо любовной лирики, за которой мне и нравилось следить, были ещё политические дебаты, что оставило меня равнодушной. Я бы не отказалась, чтобы всю тысячу страниц занимали лишь любовные перипетии со вставками зарисовок жизни в маленьком городке того века. А за 200 лет в политике ничего не изменилось, всё так же противники ищут промахи соперника и как бы поярче их осветить в своей газете, ведь газета оппонента занимается ровно тем же. Они готовы подставить почти кого угодно и мало думают о тех самых людях, ради которых, в идеале, и должны произойти изменения, и уж ем более не хотят тратить на это деньги, вот если бы улучшения происходили сами по себе, бесплатно, а они потом уже пожинали плоды этого, вот тогда другое дело)
А вот что понравилось - так это описание характеров героев, их мысли и желания. Все герои получились разными, яркими и запоминающимися, причём что главные, что второстепенные, ведь их в романе очень много, но в них не путаешься. Причём даже мимолётно упоминаемые тоже запоминаются, как, например, первая влюблённость Лидгейта, певица. И эти все описания помогают постичь внутренний мир героев и за одних радоваться, за других огорчаться, а других искренне не понимать, ведь все мы разные и что для одного счастье, для другого скука и тоска.26921