Рецензия на книгу
Вилла "Роза"
Альфред Мейсон
Uchilka18 октября 2022 г.Об опасности увлечения спиритизмом
Любители классических детективов, наверное, никогда не перестанут наслаждаться тем, как причудливо и удивительно складывалось это литературное течение, как пересекались судьбы авторов и как все шаги на поприще создания произведений тесно связаны друг с другом, особенно на заре своего зарождения. Достаточно вспомнить знаменитый Детективный клуб, совместные написания романов-игр, принятые правила жанра, озвученные Рональдом Ноксом в Англии и Ван Дейном в Америке, а также удачные и не очень попытки их нарушить, принцип интеллектуальной игры с читателем и т.д. Каждый раз, читая классику, интересно отмечать как такие вот точки соприкосновения, так и то, что отличает это конкретное произведение от остальных. Взять к примеру, "Вилла "Роза"".
Перед нами детектив, написанный уже после появления Шерлока Холмса, но до того, как начали складываться каноны Золотого века. Погружаясь в книгу, нетрудно заметить, что главный герой, сыщик мсье Анно, имеет массу схожих черт с мсье Пуаро Агаты Кристи. Правда тут у меня закрались некоторые сомнения относительно данных в аннотации. Книга была опубликована в 1910 году, тогда как первый роман будущей королевы детектива лишь в 1920. Каким образом леди Агаты могла участвовать в разработке сюжета "Виллы"? Загадка. Скорее уж мсье Анно подарил Пуаро парочку своих причуд, вроде тщеславия и склонности к мелодраматическим эффектам.
Но вернусь к Анно. Этот массивный, но весьма проворный инспектор французской полиции, обладающий мощным интеллектом и огромным опытом становится центральным персонажем книги. Да, что ещё интересно, так это место действия - английский автор переносит его во Францию. Итак, в небольшом курортном городке случается убийство. Жертвой становится пожилая доверчивая дама, коллекционирующая бриллианты и страстно увлечённая спиритизмом. Мсье Анно, который находится на отдыхе, привлекают к расследованию два его знакомых англичанина, один из которых становится как бы Ватсоном-Гастинсом, молчаливо (ну, почти) наблюдающим за работой мастера. Подозреваемых не так много, что обусловлено самим преступлением, но их всё равно надо точно вычислить. Кроме того, за ними ещё придётся погоняться.
Детектив также имеет много общего с романами Уилки Коллинза и его друга Чарльза Диккенса. В "Вилле" весьма ясно выражены классические элементы композиции от пролога до эпилога, а сам эпилог наполнен моралью. Финальный рассказ о том, как происходило преступление, поразительно точно выполнен в духе этих двух писателей. При этом герои традиционно чётко делятся на плохих и хороших, есть намёки на социальное неравенство и противопоставление честности и порока. Сами сюжетные ходы сейчас, конечно, не способны удивить искушённого читателя, но они интересны, ибо тоже классика. В общем, книга для любителей спокойных, неторопливых и выверенных детективов.
62486