Рецензия на книгу
Книжный вор
Маркус Зузак
BelJust18 октября 2022 г.Я не понимаю, чем вызван столько невероятный успех данной книги, видимо, книги о Второй мировой и Холокосте просто не принято ругать. Но, по моему скромному мнению, книга просто никакая при наличии всех слёзовыжимательных душетрепещущих элементов и одноногих собачек. К тому же мне не удавалось воспринимать происходящее как нечто, имеющее отношение к реальным историческим фактам, скорее как несуразное фэнтези по мотивам.
Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, повествование от лица Смерти (полагаю, автор хотел создать беспристрастного рассказчика, но Смерть получился весьма предвзятым и заинтересованным господином), которое не несёт особой смысловой нагрузки, кроме лёгкого флёра мистики и возможности переключаться между многими героями. Во-вторых, стиль. Он довольно необычный, полный игр со словесными конструкциями, яркими образами, ощущается в некоторых описаниях лёгкий уход в сюрреализм. Это может нравится или нет, восхищать или вызывать отторжение, однако мне это показалось откровенно неудачным ходом, убивающим серьёзность. В-третьих, фантасмагорические вставки — истории, написанные героями, фантазии о кулачных боях с Гитлером, — окончательно настраивают сказочный лад. Как антивоенный роман — откровенно слабо, как для самых маленьких. Как попытка показать жизнь и страдания обычных немцев в этот сложный исторический период — тоже по самым верхам, какому-то унылому воровству яблок или книг посвящено больше, чем гитлерюгенду или пешим маршам евреев до концлагерей.
Повествование от лица Смерти создаёт дистанцию между персонажами, читатель остаётся в роли наблюдателя со стороны, чувства героев в основном проговариваются, а не демонстрируются во всей полноте. Сухо, блекло, пусто, с переключением на живописные экзерсисы в изящной словесности при описании какой-нибудь лужи. Характеры действующих лиц ограничены шаблонами или отведённой сюжетной ролью, без глубины и многогранности. Сюжета как такового нет. Есть завязка, после которой идёт монотонное, без особенных резких подъёмов повествование, что так же спокойно перетекает в завершение. Возможно, я черствый сухарь, но меня не тронуло ничего, даже многочисленные смерти персонажей (у половины из них по три страницы на всё жизнеописание, что не способствует сопереживанию этим условным кусочкам картона).
Я читала много книг о войне, в том числе и детских, показывающих предвоенные, военные и послевоенные годы глазами детей, без детализованных описаний ужасов, но иногда пробирающих до кома в горле всего одной фразой. Здесь же автор давил на эмоции слезинкой ребёнка в несправедливом мире, но наигранность просвечивала сквозь корявые декорации. Не тронуло совсем.
1623,7K