Рецензия на книгу
Герой
Сомерсет Моэм
Аноним17 октября 2022 г.Мало можно найти мест столь же затхлых и заплесневелых, как небольшая английская деревенька начала прошлого века. Как раз для неумолимого пера Уильяма Моэма. Конечно, его раннее творчество («Герой» – третий роман) несравнимо со зрелым, но страсти и убедительности там хватает, равно как и общечеловеческих проблем. Моэм выразительно описывает молодого мужчину, оказавшегося на грани двух миров и пытающегося сохранить свою индивидуальность – проблема, с которой прошедшие 100 с лишним лет ничего не смогли поделать. Заодно крепко достаётся самим англичанам, а также людям, не стремящимся к образованию и считающим, что мир аккуратно делится на чёрное и белое. В рассуждениях Джеймса часто встречается слово «слабый», но, мыслится, дело не в силе или слабости – компромисс сам по себе требует умения, кроме того, наш молодой герой не имел никакой поддержки со стороны. А в конце концов, почему бы и не жить, как семья Парсонсов? Новый опыт отнюдь не отменяет старый, и проблема романа скорее в одиночестве, хотя неумение решить внутренние вопросы, цена свободы позиционируются как основные вопросы, стоящие перед героем.
Но эти размышления в первой четверти нынешнего века не помогают бедному мучимому своим размышлениями солдату. Что, в общем, и логично, так что концовка романа мне показалась самой слабой его частью. Возможно, не желая резко обрывать повествование, Моэм возвращается к своему самому закостенелому персонажу; а может, его желанием было напоследок ещё раз продемонстрировать, какое глухое место покинул Джеймс (не являлось ли, кстати, упоминание Холла Кейна одним из свидетельств тому?). Но если не считать несколько искусственную и поверхностную концовку, «Герой» достаточно наполнен характерной моэмовской философией и тем, что впоследствии получило название «бремени страстей человеческих».
15817