Рецензия на книгу
The House of the Spirits
Isabel Allende
Аноним17 октября 2022 г.~магический реализм в великолепном доме на углу~
Большинству участников клуба книга пришлась по душе и даже очень понравилась.
Это семейная сага в жанре магического реализма на основе исторических событий в Чили — сюжет идёт неспеша через пару поколений к революции 1793 года. Повествование насыщено событиями, персонажами, моментами из их прошлого и настоящего, разными деталями: при этом о самых странных и ужасных вещах рассказывается с такой ясной непосредственностью, будто бы тебе ещё раз хотят напомнить "вот она, просто наша жизнь". Именно поэтому периодически казалось, что несмотря на количество событий, все они крутятся вокруг дома и семьи, и даже странности иногда приедались или становились слишком незначительными.
В целом, можно считать историю линейной, однако постоянно присутствуют отсылки на прошлое, и своеобразные "спойлеры в будущее", подаваемые в манере "так она думала до тех пор, пока не настал тот день...". Частично подобный приём вызвал диссонанс: и правда, положительно не каждый хочет слушать историю, где тебе постоянно поговаривают, что произойдёт, в то время как до этого происшествия ещё так далеко. Но в оправдание автору можно сказать, что описание того, КАК же в итоге происходит предрекаемое почти всегда содержит более неожиданный поворот, чем тот, который можно было представить из обещанного читателю послания в воображении.
Помимо этого, авторское повествование прерывается историями от первого лица — по большей части это эмоциональные вставки от Эстэбана Труэбэ, переосмысливающего события своей долгой жизни, а ближе к концу появляется ещё один персонаж, готовый поделиться своим взглядом на историю семьи, и родной страны.
Сложно говорить насчёт стиля автора. Для кого-то он был очень уютным, так что создавалось ощущение старых бабушкиных историй, кому-то чтение показалось тяжелым. У автора не витиеватый, но довольно красочный слог, наполненный описаниями, иногда юмором, впрочем, таким же лёгким и ненаигранным, как и все остальное.
Автор никого не осуждает, и даже к самым противоречивым и неприятным персонажам, таким как Эстебан Труэбэ и его внук, Эстебан Гарсия, можно было проникнуться симпатий или хотя бы просто понять. Так что споры насчёт этих персонажей не угасали до конца прочтения.
Однако можно сказать, что сочувствие повествовательницы точно остаётся на стороне девушек (прекрасна Роза, кудесница Клара, её дочь Бланка и дочь её дочери Альба) и, конечно, на стороне социалистов, ведь она была племянницей того самого Президента из романа (ни его имя, ни название страны, ни имя Поэта Нертудо не употребляется в тексте, но подобное замалчивание лишь усиливает эффект причастности). У Альенде действительно получилось дать полный эмоций, естественный отклик на события — ей просто веришь, как живому свидетелю.
Много обсуждений коснулось вопроса магии и всего чудесного от слова "чудо" в книге. Ведь литературно этот роман — первый опыт сочетания исторически достоверных событий, описанных лицом наблюдателя, и магического реализма. Разумеется, Альенде отдаёт дань латино-американской традиции, видно, как она вдохновлялась Маркесом, в начале особенно, но ближе к концу чары как будто рассеиваются, давая место проступающей действительности. Не все остались довольны подобной приверженностью, иногда казалось непонятным, к чему вообще прорицательские способности Клары, зачем по дому ходят духи. Создаётся ощущение, что это сделано просто для антуража, да и чтобы писалось интереснее.
Зато время и нравы страны жителей Чили передаются отлично. Читаешь, и словно прикосаешься к какому-то очень далёкому (и по времени, и по местности) миру, где все непривычнее и чудесатее, но потом скорее всего привыкнешь и становится ещё интереснее ✨12456