Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 16 томах. Том 1. Сага о Форсайтах: Собственник. Последнее лето Форсайта
Джон Голсуорси
Аноним16 октября 2013 г.О-хо-хо, вот мы и добрались до монументального произведения классической английской литературы, этакой «Санта-Барбары»!
Итак, начнем-с.
Ожидание: думалось мне, что выпало на мою долю прочитать занудную тягомотину о напыщенных лордах, их скучном интертейменте и не менее скучных сплетнях.
Реальность: добротная книга, написанная красивым языком, отнюдь не скучная и довольно-таки интересная, что не так уж и свойственно классическим романам подобного рода. Несмотря на то, что, по сути, действие вращается в пределах одной семьи, сюжет интересен и не скатывается в лондонское уныние.Герои:
Ох, уж и намучилась я с персонажами романа. Признаться честно, где-то валяется блокнотик с переписанными героями и связями между ними, ибо без такого подспорья к пятой странице я бы забыла и вовсе, что читаю.
Однако постепенно туман рассеивается, и становится очевидно, на ком сосредоточено действие произведения.
Хотелось бы начать с главного представителя семейства – Джолиона. Умный, трудоспособный маститый лев клана Форсайтов, который медленно подбирается к старости и посему жутко рефлексирует, на каком-то этапе осознавая, что он совершенно одинок и никому не нужен. Все эти мрачные мысли приводят к тому, что он пытается возобновить общение со своим сыном. Довольно умилительными были моменты воссоединения старшего и младшего поколения – дедушки и его внуков, стоит заметить. Так, в пылу сентиментализма могучий лев превращается в глупого котенка, лишая страшную внучку доли наследства в пользу сына.
Что касается сына, то младший Джолион был для меня скучнейшим персонажем, несколько аморфным и, боюсь, в последующих частях романа, он еще начудит. На дочь, причем, вполне хорошую, он забивает, но от денежек отца отказаться не может. Чудны дела твои…
Дочь Джолиона – Джун подтверждает классическое жизненное правило о том, что зачастую ничем не провинившиеся люди получают плетями больше других, даже истинно негативных героев. Так, ее бросает отец (сцена его общения с Босини немного намекает на его участливость относительно судьбы дочки), лучшая подруга захомутала ее жениха, который, мало что решил построить карьеру на средствах Джун, да еще и страдает от отсутствия смелости признаться невесте в своем блуде. Когда Босини (лютый спойлер), я была только рада. Пусть я и не особенно люблю персонаж Джун, но стоит все равно заметить, что девушка абсолютно незаслуженно нахлебалась кое-чего, хотя сама не только не заслужила этого, но и являлась волне достойной девушкой, особенно, на фоне своих картонных родственников.
А теперь мы подходим к главной виновнице торжества – Ирэн. Автор в предисловии к книге говорит о том, что ее появление в книге подобно вторжению красоты в храм собственничества. А я согласна с этим лишь отчасти. Ирэн для меня – отнюдь не дикий прекрасный цветок, а преобычнейшая шлю…(ну вы поняли), которая оказалась: а) падка на деньги, выбрав Сомса себе в мужья (ведь он настолько ужасен и противен, однако его деньги просто ми-ми-ми); б) падка на деньги и глупа, поскольку страдая от любви к Босини, продолжала кошерно жить с отвратительным мужем; в) глупа и не расторопна, т.к. мучила двух любящих мужчин, в итоге показав всем кукиш. Что оказалось примечательным для меня, так то, что в финале барышня все-таки возвращается домой. Зачем же сходить с тропы гордости, если ты ее выбрала? Забрать пару дорогих колечек гордость не позволила, а почему же она позволила вернуться к такому гадкому мужу, когда все пути оказались закрыты?
Так что для меня образ Ирэн не принес ничего романтического и высокого. Таких дамочек, как она – пруд пруди, ложкой черпай таких неверных жен и подруг.
Ну и наконец, Сомс.
Несмотря на то, что в глазах Ирэн он выступает как гадкий тиранишка, жуткий собственник (последнее подчеркнуть трижды), но, в определенной мере, я симпатизирую ему, как и симпатизировала Алексею Каренину. Уж очень эти сюжетные линии мне напоминают бессмертный роман Льва Николаевича.
Однако в данном случае Сомс более эмоционален и жесток.
Что касается остальных Форсайтов, то они для меня на данном этапе оказались чуть менее, чем интересны. Бездеятельные сплетники, которые «выбились в люди».Стиль романа.
Не могу не отметить, что произведение отличается отличным стилем повествования, красивыми оборотами, а Голсуорси оказался прекрасным рассказчиком.
Прекрасны и описания природы, и даже внешности Ирэн. Особо любима мной сцена между ней и Сомсом, в которой страсть и помешательство просто заполняют текст:
Если б только он мог внять внутреннему голосу: «Разведись с ней, выгони её из дому! Она забыла тебя! Забудь её и ты!»
Если б только он мог внять внутреннему голосу: «Отпусти её, она много страдала!»
Если б только он мог внять желанию: «Сделай её своей рабой, она в твоей власти!»
Если б только он мог внять внезапному проблеску мысли: «Не все ли равно!» Забыть, хотя бы на минуту, о себе, забыть, что ему не все равно, что жертва неизбежна.
Если б только он мог сделать что-то не рассуждая!
Но он не мог забыть; не мог внять ни внутреннему голосу, ни внезапному проблеску мысли, ни желанию; это слишком серьёзно, слишком близко касается его — он в клетке.
Я довольна, что мне попалась эта книга. Продолжаем чтение!820