Рецензия на книгу
Гремячая поляна
Николай Кочин
Flicker15 октября 2022 г.Город или деревня: где правда?
События, о которых рассказывается в своем романе Николай Кочин, произошли не так давно в рамках общей истории, немногим больше ста лет назад. Многие вопросы, поднятые в книге, актуальны сейчас, но в то же время, наше поколение и поколение центрального персонажа Сеньки разделяет пропасть.
"Гремячая поляна" встречает нас описанием деревенской жизни нижегородской области. Так как автор сам родом из тех мест, то во многом повествование автобиографично. Сенька в первых главах еще малолетний несмышленыш, что только только делает свои первые шаги в роли крестьянина, каким был и его отец. Через историю его семьи автор разбирает все нюансы сословных различий. Например, безлошадник мог подняться выше тех, кто не имел скота, мог даже стать влиятельным человеком в деревне, при условии, что денег у него достаточно, но при этом с легкостью забывал про старые знакомства в кругу тех, кто остался ниже него. И все это было в порядке вещей. В романе много описаний быта крестьян начала 20 века, особое место занимают сказки. Мне они показались намного лучше тех, что популярны в наше время, во всяком случае сто лет назад в них был смысл и было понятно отчего нечисть поступает так или иначе, понятно откуда взялись имена у этой нечисти и даже методы борьбы с ней выглядят логичными.
На протяжении всего романа Кочин как будто сравнивает жизнь в городе и в деревне. Сенька, волею случая смог побывать в роли не только крестьянского сына, он успел поработать в гостинице в Нижнем Новгороде, в кондитерской, даже смог тайком сам себя мобилизировать, когда началась Первая Мировая. Так что о событиях тех лет можно узнать во всех красках. Конечно, до фронта мальчик добраться не смог, зато он был свидетелем многих бесчинств, что творились в мире.
Устами стариков Кочин ругает городскую жизнь, ее праздность, обжорство, похоть. Старики в романе считают, что все плохое тянется из города, а мужик, близкий к земле, неправды творить не может. С другой стороны, города распространяли знания и культуру. Учителя в деревнях по большей части были сами из городов. Пусть не всегда это были учителя от бога, но все же культура явно шла не из полей с пшеницей. Мне чуть ли не до слез понравились трогательные и честные гимны матушке-земле. Земля нас кормит, потому надо бережно к ней относится. И простой мужик относился к ней со всем возможным уважением, в то время как обленившееся дворянство, самостоятельно не способное даже малюсеньких участок вспахать, забирали в собственность все большие участки леса, полей, даже рек и озер. Простой крестьянин вынужден был покупать валежник в лесу барина, не говоря уже о хорошей древесине для постройки дома. При этом именно крестьянин кормил своего барина, сеял пшеницу, ухаживал за скотом. Сенька видел все это, видел и чувствовал несправедливость. Через взросление этого мальчика происходит расширение зоны обзора. От жизни в конкретной деревеньке с запоминающимся названием Гремячая поляна, читатель постепенно знакомится с жизнью в Нижнем Новгороде, а затем переходит к обзору событий государственного масштаба.
Нет, мы не отправляется на фронт с Сеней, не участвуем в свержении последнего императора России, не стоим бок о бок с крупными историческими деятелями. О Распутине, Столыпине, Ленине и прочих, Сеня слышит от других. Но ведь именно эта малая картина быта и имеет значение, верно? Людей, которые вершили историю, но остались за всевидящим оком этой самой истории миллионы. Вот и Сеня попал в их число.
Когда мальчик отправляется учиться в школу, то читатель знакомится с еще одной стороной жизни простых людей. Притеснение малышей, заучивание на уроках, обман, воровство - все это процветает в школе, куда попал Сеня. В то же время там есть учителя, что зажигают сердца молодого поколения. И это не только сторонники революции. Что самое интересное в романе Кочина, это то, что делема между городом и деревней не имеет какого-то определенного исхода. Люди, что получали образование, и Сеня не исключение, считали деревенских темными слепыми людьми, что не способны понять пользу образования и революции в том числе. Деревенские же, особенно женщины, попрекали выпускников школ и гимназий гордыней, дескать потеряли те веру в бога, не понимают, что все по воле Его. Бабушка Сеньки выглядит на фоне прочих особенно набожной. По ее мнению все в мире должно идти своим чередом, бедный должен оставаться бедным, а богатый богатым. Грешник и плохой человек - это ни одно и тоже, потому как грешник может с мужика сто шкур сдирать, но если помолится как следует, то бог простит ему его поведение. Как и надо думать, консерваторы были за старые порядки и не хотели перемен, революционеры старались донести до других мысль, что жить как прежде невозможно. Среди приверженцев обеих сторон находились как порядочные люди, так и обманщики. До конца книги я так и не смогла понять к кому, собственно, примкнула бы я сама.
Да, изменения нужны миру и полезны людям, через изменения мы растем и развиваемся. Но и бога забывать тоже не следует, потому как без бога в душе жизнь порой невыносима. Да, революция в 1917 году принесла глобальную пользу многим сословиям и привела к тому, что мы имеем сейчас, но все это сопровождалось кровью и болью. Да, человек должен помнить свои корни и хорошо бы уметь делать что-то самостоятельно, а не только надеяться на труд других, но без движения, без умственной работы, человек по сути умирает как личность и даже как божественное создание. Да, в городе много похоти и праздности, да, в деревнях царило невежество, да, религия опиум для народа, да, заниня - это сила. Да, да и да. Все это верно, как верно напутствие отца Сеньки еще в самом начале романа:
"Главное во всех ситуациях оставаться человеком".13534