Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

How Music Works

David Byrne

  • Аватар пользователя
    Аноним13 октября 2022 г.

    Костяные флейты сменились на mp3, но музыка живёт себе

    Talking Heads в мой плейлист никогда не попадали, но, в некотором (ограниченном) смысле интересуясь историей рок-музыки, я знала и об их существовании, и об их творческих экспериментах со звучанием. Talking Heads и Blondie - яркие примеры new wave, во многом, вероятно, определившие дальнейшее развитие жанра, из которого чего только не появилось.
    Это я всё к тому, что Дэвид Бирн - музыкант не просто состоявшийся, но и вполне себе с мировым именем, который в индустрии примерно полвека провёл и которому есть, что рассказать.

    Он и рассказал.

    Воспоминаний, личных впечатлений и прочих мемуаров прямо много: первая половина книги вообще, по-моему, целиком посвящена только зачину карьеры Бирна, становлению группы и первым шагам на пути к уверенным экспериментам с песнями и шоу к этим песням. Впрочем, это конец семидесятых, рок-сцена переживает своё сияющее рождение, и для меня почитать про этих людей (часть имён тоже была знакома), про поиски и про атмосферу звукозаписывающих студий было весьма увлекательно. Подбор костюмов и рассуждения о концерте как о театрализованном действии, выставление освещения, разница в восприятии публикой в зависимости от площадки; с точки зрения музыкантов те концерты выглядели, кажется, ещё более впечатляюще, чем со стороны посетителей.

    Во второй половине воспоминаний Бирна тоже хватает, но тут он уже более сосредотачивается непосредственно на музыкальной индустрии, том, как она зародилась, как она развивалась и куда она идёт со всеми этими Apple Music и Spotify. Тут же активно упоминаются различные стратегии продвижения исполнителей и их альбомов, финансовые расчёты на тему окупаемости наличия менеджеров и дистрибьюторов, в общем, изнанка жизни музыкантов, о которой слушатель мало что знает и чего, тем более, представлять и не стремится.
    Всё это пересыпалось довольно занятными размышлениями о том, что для музыки существует контекст и может ли она из него вырваться, историческими справками про развитие технологий, культурными - про ритуалы, с музыкой связанные; да и много чём.

    Информации Бирн выдал много, и она даже вроде бы не всегда упорядоченна по каким-то поименованным главам и принципам, но воспринимается вполне органично. Внутренняя логика в его рассказе присутствует и не нарушается, повествование очень плавное и не скачет с одной мысли на другую, нет внезапной смены вектора на сто восемьдесят градусов: если он берётся рассказывать про то, почему песня в среднем занимает три минуты, то честно рассказывает. (В последнее время я не раз сталкивалась с нон-фикшеном, в котором автор носится туда-сюда между своими мыслями, и читать такой цельный текст было очень приятно.)
    Видно, что Бирн влюблён в музыку, и эта книга - не просто желание продать фанатам мерч, нет, это именно хорошая работа о том, о чём автор много знает и в чём весьма компетентен. Мне вот, например, вообще прежде не приходило в голову задуматься о том, что музыка пишется и исполняется с учётом помещения или его отсутствия, что концерт на стадионе изначально в музыкальном плане выстроен иначе, чем в клубе, или что живое исполнение не похоже на запись, и это естественно.

    Местами, правда, было тяжеловато его воспринимать, но это чисто личные сложности. У меня нет никакого музыкального образования, поэтому куски про аккорды, тональности, обертона, какие ноты на каких клавишах играются - очень "интересно, но ничего непонятно", что говорится, сплошные ребусы. Физические и технические подробности про способы записи, про проигрывание этих записей и про то, как совершенствование записывающих устройств изменяло музыкантов и манеру их игры, мне сильно более понятны, а потому - интереснее.
    Но их тут примерно поровну, плюс перемежаются они занятными историями из бурной рок-жизни семидесятых, так что на любой вкус зайдёт.

    Я бы не сказала, что получила полный ответ на то, "как работает музыка", хотя Бирн действительно осветил много аспектов: от её происхождения и культурного значения в каждом конкретном контексте (месте, времени, народности, etc) до способности быть инструментом положительных социальных перемен. Но было, как минимум, чертовски познавательно.
    Вряд ли благодаря этой книге я полюблю Talking Heads, всё же new wave - решительно не моё, но к Бирну как к профессионалу своего дела я точно прониклась ещё большим уважением.

    8
    476