Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О дивный новый мир

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2013 г.

    написано сразу по прочтении. 03.09.2013

    Не советую ознакамливаться с отзывом до прочтения самой книги. Очень возможны спойлеры.

    "Безумно тяжело мне собраться с мыслями и написать абсолютно всё, что промелькнуло в моей голове по мере чтения. Попробую по порядку.

    Сама книга издаётся в первоначальном варианте, однако с примечанием Олдоса Хаксли, автора, о её несовершенстве. Он показывает нам третий вариант событий, тот, который был бы более разумный, тот, который был бы в усовершенствованной версии. Скажу, что это примечание чуточку зря находится в начале: это прямо-таки рассадник спойлеров. После прочтения самого текста я снова вернулась к этой части, чтобы вникнуть и оценить.

    А теперь собственно обо всём. Постараюсь без спойлеров, хотя считаю это почти невозможным. Впрочем, я затрону "дивный новый мир", но постараюсь не трогать сюжет.


    Первые же главы вызвали у меня чистейшее отвращение. Превращать таинство рождения будущих личностей в завод по производству материала, нужного миру?.. Это ужасно. Кому-то повезло, и его предназначение привело в высшие касты, а кому предстояло стать одной из множества копий, работающих и отдыхающих в объятиях наркотика. Не обращай внимания на все эти минусы и отсутствие выбора, рассмотрим другую вещь: в этом мире все находятся на своих местах.Те, у кого достаточно интеллекта для занятия науки, ею и занимаются. Ведут различные разговоры на "умные" темы, летают, ездят отдыхать, читают и играют в гольф, конечно. Низшие работают, получают свою сому и радуются жизни. Но а в нынешнем мире? Разве зачастую не более счастливы те, кто думают меньше? Так или иначе, мне это счастье кажется чуточку суррогатным.

    Потом я продолжила читать и обнаружила, что не всё уж так и идеально в этом мире. Есть те, кто считают себя другими, которые и пытаются найти своё настоящее место в мире. Но их от общества отделяют. А я вот только задумалась, могли бы они поднять восстание? Хотя это же сколько их там накопиться должно. %)

    Есть и те, кто вообще принадлежат другому обществу: дикой смеси предрассудков и старинных обрядов с моральными устоями. Кто-то подумает, что они мне понравились больше? Ни капли, нужен третий вариант.

    Этот вариант появляется, но участь его едва ли не хуже, чем у всех предыдущих групп, вместе взятых.

    Читая о его верованиях и мыслях, я подумала, что и там со всем согласиться не могу. Следующей мыслью была мысль о воспитании.

    Возьмём три общества: дикари, которые продолжают хранить традиции, которые прививаются им в детстве, касты, чьё предопределение и алгоритм поведения внушается им во время младенчества и взросления, и один мальчик, который оказался на стыке, и которого я приписала к целому отдельному обществу.
    Если проследить истоки, то все эти люди делают то, что им внушили, и считают это правильным, потому что так делают все, и это считается единственно верным. При этом обе группы людей терпеть не могу устои друг друга, считая их дикими.
    Единственный человек был вправе попробовать объединить предрассудки и лучшие качества. Если внимательно посмотреть, он похож на нас. У него есть выбор, есть возможность думать и действовать, но сколько испытаний ему предстояло! Воспитанный среди дикарей цивилизованной матерью, он казался изгоем везде. Одинокий, он не находит себе другого дела, кроме как читать Шекспира. Фактически, Шекспир становится его третьим воспитателем, ведь сколько фраз этот мальчик знает наизусть, как он пытается объединить дикарей, цивилизованное общество и людей времени Шекспира в одно целое. Немудрено, что у него это не получается. Там такая дилемма, что и свихнуться можно.

    А теперь снова о воспитании. Возьмём восприятие этого цивилизованного общества нашим цивилизованным обществом. Что расходится с нашей привычной жизнью? Отрицание религии, слова "отец" и "мать" превращаются в ругательства, люди производятся,они живут без выбора, но в спокойствии и благополучии облегчённой жизни. И отдельно отмечу: "каждый для всех" и эротические детские игры. Это нормально? Всё это мы считаем диким. Почему? Потому что нас так воспитали! Начни нам с детства говорить, что это правильно, мы так и будем считать всю жизнь. Так что как ни посмотри, а всё логично.

    Что мы получаем? Что всё зависит от воспитания, что нет единственного правильного варианта, как нет и единственно правильного мнения. Жизнь всего общества зависит от целого поколения воспитателей, которые и решили его участь.

    Но с другой стороны, если обратить внимание на историю, то можно заметить, что в каждом поколении каждое новое поколение учат опираться на опыт предыдущего, учитывать исторические ошибки и пытаться довести изначальное общество до совершенства.

    Говоря образно и творчески, это как нарисовать изначальный эскиз, а потом прорисовывать и исправлять его, не бросая дела, совершенствуясь. Но ведь иногда получается такая ерунда, что проще взять новый лист бумаги и начать всё заново. Что и было сделано в том будущем. Просто-напросто всё заново. Они сделали сразу идеал без проб и ошибок, но и без возможности к совершенствованию. То есть что вышло? Отсутствие прогресса.

    Но при этом все счастливы и спокойны. Спросите почти любого стандартного человека, чего он хочет, и почти наверняка ответом будет "стабильность и счастье". Чего тут мудрить, если я и сама того хочу. И в то же время, подчёркиваю, мои слова: жить спокойно - скучно. Если уж я сама противоречу себе, что может решить группа людей для всего общества? Что есть правильно, что нет? Почему-то мне кажется, что этот вопрос останется без ответа. Достаточно иметь разносторонность ума, чтобы понять, что с разных точек зрения, всё может оказаться правильным. Сами посудите: здоров, счастлив, не стареешь, не боишься смерти, не испытываешь горестей, доволен работой, спишь, с кем хочешь. Разве многие не конкретно этого хотят?

    Тут уж идеалисты, такие, как я, выступать начнут. Но ничего не докажут опять-таки потому, что правильного ответа нет.

    В итоге скажу, что взвесив все за и против, я, опираясь на своё воспитание, скажу, что не хочу такого будущего для нас. Я не говорю, что хочу, чтобы всё осталось, как есть, ведь если начать перечислять, то плохих сторон и побольше окажется, чем в той самой антиутопии. Ведь там все просто оказываются на своих местах без возможности выбора. Они не знают, что такое свобода, они считают, что свободны. Я в целом сомневаюсь, что много кто мне чётко скажет, что для него свобода. Я и сама ответить не могу. А нам просто нужно продолжать искать варианты. Да и вообще, зло в себе искоренять надо, а не в исторической эволюции.

    На таком жутко сумбурном выводе, который я когда-нибудь передумаю, я ставлю точку. Но отдельные слова посвящу писателю: меня восхищает этот талант, это описание не простой фантазии, а реального варианта развития событий. Необходимо обладать действительно глубокими познаниями в той же философии, чтобы предсказать, к чему мы можем прийти, необходимо обладать глубокими знаниями по психологии, чтобы понять, чего в целом хотят люди, но какие мысли появляются у отдельных людей. Поклон и уважение. Мало того, что начать, нужно работу и закончить. И здесь эта линия, этот характер произведения выдержан до конца.

    И напоследок: Джон бы неплохо себя чувствовал в резервации. Как ни специфично, но именно эти поселения изгоев - лучшие места во всём этом дивном новом мире."

    3
    27