Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    ElizavetaVostorgina8 октября 2022 г.

    Хитклифф не человек а гнев. Подобно тому как Нос Гоголя отделился от своего хозяина, Хитклифф был гневом Кэтрин Эрншо

    Если вам не интересно вступление о биогафии Эмили Бронты о том как ее жизнь связана с Грозовым перевалом, то читайте с пятого абзаца.

    "Злая книга! Хочется ее разорвать, кинуть в огонь! Меня обманули! Обещали что это будет история про любовь, но это вообще не любовь! Там нет ни капли любви!" - примерно вот так выражают свое мнение многие из тех кто в первый (и часто в последний) раз прочли Грозовой Перевал.

    Дремучая Эмили, так говорят о ней до сих пор. У нее единственной из всех сестер Бронтэ никогда в жизни не было любовного интереса. Эмили Бронтэ - странная девушка о которой мы почти ничего не знаем. После смерти сестер Эмили и Энн старшая Шарлотта сожгла все их дневники и письма, и мы можем судить об Эмили лишь по тем скудным обрывочным сведениям которые остались со слов других. Творчество и личность Эмили не предствляли большого интереса для ее современников, а потому нам остается довольствоваться тем немногим что сохранилось о ней. Помимо общих сведений для всех сестер Бронтэ - рождение в семье бедного ирландского священника Патрика Бронте, ранняя смерть матери, учеба в Кован-Бридж, и разразившаяся там эпидемия, которая забрала жизни двух старших сестер Мэри и Элизабет, а так же детские игры детей Бронтэ и воображаемые ими страны, мы знаем что двух младших сестер Эмили и Энн связывали особенно близкие родственные отношения. И обе они уже после смерти долгое время оставались в тени сияния старшей Шарлотты.

    Эмили редко выходила из дома, и когда прогуливалась, соседи отмечали что она вечно что-то бубнила себе под нос. От других сестер Эмили отличало мрачное саркастичное чувство юмора и гневливый характер. Сохранилась история о том как однажды ее бульдог запрыгнул на кровать с грязными лапами и Эмили так рассверипела что кулаками била его по глазам пока они не распухли, а потом сама же его лечила. Стихи средней из сестер были отмечены лучшими из всех стихов сестер Бронтэ, но они сложны для понимания, а потому и сейчас не пользуются особой популярностью.

    Вот и все, что я знаю об Эмили, не так много как мне бы хотелось. Остается еще Грозовой Перевал главный роман всей ее жизни, который она написала незадолго до того как скоропостижно сгорела от чахотки. Осознавала ли на тот момент Эмили что совсем скоро ее не станет? Женщины семейства Бронтэ всегда отличались хрупким здоровье. Эмили не могла не знать, как протекает туберкулез, на примере матери и двух старших сестер а так же бесчисленного числа других воспитанниц Кован-Бридж. Болезнь была весьма распространена в те времена а лечения от нее еще не было. Велика вероятность что Эмили Бронтэ догадывалась или предчувствовала что именно чахотка погубит ее, во всяком случае, осознанно или нет, но она предсказала это на примере Кэтрин и многих других персонажей в Гозовом Перевале.

    4-х летняя Кэти попросила отца привезти ей хлыстик из Ливерпуля, куда тот отправился по делам. Хлыстом как известно погоняют лошадей. Вернувшись оказывается что мистер Эрншо по дороге потерял хлыстик Кэти но зато привез диковенного оборванного мальчика, который затем по прошествии некоторого количества лет покажет себя воистину бичом семейства Эрншо и Линтонов тероризируя их на протяжении двух поколений. Таким образом отец все же в определенном смысле выполнил свое обещание и Кэтрин Эрншо таки получила заветный хлыст о котором просила. Хиттклифф определенно точно знает что он принадлежит Кэтти и никому другому, а Кэтрин прямым текстом говорит что Хитклиф это часть ее и даже более она сама и есть Хитклифф. Впоследствие другие персонажи такие как Изабелла отмечали что Хиттклиф явно не человек, или человеком его можно назвать с большой натяжкой. И Грозовой Перевал предстает перед нами совсем другим если предположить что Хиттклиф и вправду не человек а часть личности Кэтрин, ее гнев. Почему же так получилось, что гнев Кэти отколосля от хозяйки и зажил собственной жизнью? Но если мы зададимся вопросом, а можно ли было девушке в те времена проявлять гнев, мстительность, получать наследство, распоряжаться своей совственность и вести независимый образ жизни, то получим достаточно однозначный ответ. "Домашний Ангел" - именно такая роль отводилась женщинам в викторианской Англии. Муза, чистое и возвышенное существо, которому чужды плотское наслождение и низменные страсти. Домашний Ангел существо в высшей степени несмостоятельное и нуждается в опеке мужчины, отца, брата, мужа, а в старости и сына. Сегодня такой ограниченный образ женщины вызывает лишь насмешку, но в те времена он рассматривался как единственно правильный. Кэтрин явно не из тех кого устроила бы такая роль. Но она честно пыталась соответствовать ожданиям общества и проиграла самой себе. В первую ночь в поместье семейства Эрншо маленького Хиттклифа выталкали в коридор за дверь. Обитатели Грозового Перевала не хотели его принимать, потому что он гнев, он стигматизированная эмоция, он социально неодбряем. подобно тому какую классовую ненависть у англичан вызывали нищие, бродяги и цигане, точно так же и гнев маленькой девочки подвергается всяческим гонениям и истязаниям. Гнев, отделившийся от Кэти, рос вместе с ней, у него появилось имя и собственное сознание.

    Гнев как таковой это защитная реакция на агрессию, на несправедливость, это негодование, и конечно утверждение своего авторитета. Потому как у женщины не было права на эту эмоцию, то гнев Кэти мужского пола.

    Перейдя в поместье Скворцы, к таким чопорным и благовоспитанным Линтонам, Кэти придала саму себя, о чем ее гнев ей непрестанно твердил и что по итогу привело ее к погибели. Может ли жить человек без Гнева? И если да, то может ли Гнев продолжать жить после смерти хозяина?

    Эмили Бронтэ, натура вспыльчивая, и ее ответной реакцией на неумолимо приближающуюся к ней смерть стали гнев и непринятие. Почему я должен умирать! Как же я злюсь! Другие будут жить, а я умру?! Кэтрин старшая жаждет смерти лишь по той причине что ей не позволяли видеться с Хитклиффом, она была насильно отрезала от него, от своего гнева. И для нее смерть была более предпочтительной участью чем жизнь где муж бы решал, какие эмоции ей подобает испытывать его жене а какие нет. Прощание Кэти и Хитклиффа очень трогательное и интимное, но без тени чего-либо плотского и низменного, как и их отношения в целом. Это не совсем то что мы ожидаем от двух влюбленных. Их отношения гораздо более близкие чем могут быть у мужчины и женщины. После смерти своей Хозяйки Гнев-Хитклифф окончательно срывается с цепи и теперь его никто не удерживает, он и раньше мог самостоятельно обрушиватся на тех кто его обижал и кого он презирал, но теперь Гнев будет жить по инерции на том топливе которое было заложено в нем при жизни хозяйки Кэтрин Эрншо.

    "Я умираю, но мой гнев будет продолжать жить! Он будет терзать всех вас, не разбирая кто прав и кто виноват! Он не пощадит! Он будет мстить!" - примерно такая мысль словно бы была вложена Кэтрин в Хитклиффа и Эмили в Грозовой перевал. Но финал романа повествует нам о смирении. Гнев-Хиттклиф замечает что нет уже более в нем прежней запальчивости. Он больше не может злиться. хозяйка его умерла, он беспомощен, месть ее не воскресит, и все что он может сделать - это перестать терзать невиновных и оставить этот мир. весьма похоже на принятие человеком своей смерти. В конце своего романа этим жестом Эмили словно бы высказывает свое смирение перед смертью: "Да, я умру, а моя книга гнева будет продолжать жить уже без меня, как Хиттклифф жил без Кэтрин и этого не изменить. После меня другие люди будут продолжать жить как Гэрон и Китти Младшая. Так пусть они радуются жизни и любят. Пусть они живут."

    Если в повести Гоголя Нос был воплощением отделившейся лжи которая дополняла имидж Ковалева, то как мы видим из Грозового Перевала, у англичан не менее сложные отношения со своим гневом, что могло бы объяснить такую популярность и признание Грозового перевала в англосаксонском мире.

    Говорят что критики нужны чтобы пояснить автору что же он хотел сказать. Я не считаю что моя трактовка Грозового перевала единственноправильная. Согласны вы или не согласны, свое мнение вы можете оставить в комментариях.

    Содержит спойлеры
    8
    329