Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним7 октября 2013 г.

    «Если ты любишь и не веришь при этом в чудеса, ты потерянный человек – так, кажется, сказал ему в 1933 году берлинский адвокат Аренсен. А три недели спустя он уже сидел в концлагере – на него донесла любовница»

    Идеальный экземпляр трогательной, трагичной и тоскливой литературы, нежно мной любимой, и что можно написать об уже ставшем классическим романе, кроме радостных девчачьих восторгов?
    Здесь столько всего важного, что страшно упустить и выходит набросками, штрихами, также немножко нервно, как и сама атмосфера романа: напряженное ожидание необратимого, Париж, оказавшийся на пороге второй мировой, и люди, вынужденные как-то в этом времени жить; и это нужно учитывать в первую очередь, анализируя поведение героев.


    «- Тебя когда-нибудь бросал человек, которого ты любила?

    - Да. – Она взглянула на него. – Один из двух всегда бросает другого. Весь вопрос в том, кто кого опередит.

    - И что же ты делала?

    - Все! – Она взяла у него рюмку и допила остаток. – Все! Но ничего не помогало. Я была невероятно несчатна.

    - И долго?

    - С неделю.»


    Это не легкомысленность, это особенность времени: желание надышаться перед смертью; поэтому все здесь проживается острее, ярче, болезненней. Молодая девушка, потерявшая любимого, и мужчина, переживший войну, взрослый, уставший, циничный: эта история любви заранее обречена на провал, и настолько же трагична, насколько и прекрасна. Жоан отчаянно стремится жить, и это надо понимать, прежде чем браться осуждать ее за измены, уходы и возвращения, так же, как и нельзя осуждать Равика за его черствость по отношению к ней. Ремарк очень психологично описывает возникновение и развитие женской любви и мужской; любви в молодости и любви, когда, казалось, ее с тобой больше никогда не случится. И то, как Равик сопротивляется ей, и то, как Жоан возвращается, снова и снова возвращается к нему, потому что ему не верит и чувствует себя использованной, а он изо всех сил старается сохранить хладнокровие. Трагедия людей, которые не поговорили.

    А больше я ничего не расскажу: трагедию мести и трагедию войны уже анализировали до меня, тут я не открою ничего нового.


    «И что бы с вами не случилось – ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным»
    «Когда умираешь, становишься каким-то необычайно значительным, а пока жив, никому до тебя дела нет»
    «Потому что он ушел прежде, чем ты смогла уйти от него, подумал Равик, потому что он оставил тебя одну прежде, чем ты была к этому подготовлена»
    «Сейчас она обворожительна, прелестна, как может быть прелестна женщина, которая тебя не любит»
    «Счастье достается как-то очень просто и всегда намного проще, чем думаешь»
    «Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован»
    «Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил»
    «Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец»
    «Я анатомирую свое чувство, как труп в морге, но от этого моя боль становится в тысячу раз сильнее»
    «Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
    2
    11