Рецензия на книгу
Эта странная жизнь
Даниил Гранин
Аноним5 октября 2013 г.«Жизнь спешит, если мы сами медлим».Хотя эта книга вышла в 1974 году и много раз переиздавалась, я думаю, большинство сейчас узнает о ней по упоминаниям в «Музе и чудовище» Я.Франк или книгах Г.Архангельского. В ней рассказывается об Александре Любищеве, математике и биологе, и его отношению к парадигме «человек – время». Еще в 26 лет Любищев поставил себе научную цель жизни и принял решение вести систему учета времени, которой следовал без перерывов 56 лет. Считая, что добиться чего-то можно, только будучи честным с самим собой, он вел месячные и годовые отчеты своей деятельности, а работу даже делил на пятилетки и составлял подробные предварительные планы на год, в которые чаще всего укладывался. Благодаря этому он поддерживал определенный уровень продуктивности, смог составить огромную библиотеку конспектов и отчетов, а также развить знания в различных областях, также его интересовавших.
Меня лично более поразила-восхитила тщательность его работы с материалами и широта (а главное - глубина) интересов. Тут и античная история, и стихи Данте, и история цивилизации, и философия (это помимо основных рабочих дисциплин). А также свободная потребность делиться этими знаниями в письмах. Для него ученый был не знаток, а мыслитель, а помощью другим была даже превыше системы времени. Множество людей письменно обращались к нему за помощью, советами, и он бескорыстно делился всем, что знал. Очень показательно, что его героем в молодости был Базаров, а сам он никогда ничего не принимал на веру и склонен был на все смотреть не так, как другие.
Книга замечательно построена. Он напомнила мне когда-то дебютные работы Алена де Боттона «Опыты любви» и «Интимные подробности». Гранин прямо модулирует переход от одного отношения к герою к другому, наслаивая один его образ на другой.
Столько всего хочется сделать, попробовать, прочитать и освоить, но мы привыкли откладывать часть жизни на потом. Такая книга – предупредительный звоночек, лишний раз заставляет задуматься о том, как мы обращаемся со своим рабочим и личным временем, как воспринимаем его, и о том, что всегда можно начать с чистого листа и использовать жизнь более эффективно, чем это было раньше.
«Подвига не было, но было больше, чем подвиг, — была хорошо прожитая жизнь».257