Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сага о Йёсте Берлинге

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Аноним29 сентября 2022 г.

    "Ах, Йоста Берлинг... самый сильный и самый слабый человек на земле!"

    Лагерлёф для меня какое-то уникальное явление в литературе (не так уж велик список прочитанного мной, конечно, но всё же). В “Йосте”, её первом романе, как будто больше эпического, пополам со сказкой, чем реалистического: повествование, сплетенное из разных легенд, специфическая смесь масштабных, язычески одушевленных образов природы, которая у автора всегда живой, отдельный персонаж, и христианских трактовок. Сельма берет классический сюжетный троп – сделку с дьяволом – и нанизывает на эту основу ещё множество побочных сказочных ответвлений, будто северная Шахразада. В итоге получается настолько ни на что не похожий сплав, что я немного понимаю озадаченную реакцию критиков в 1891 году.

    Главный герой – пастырь-расстрига, пьяница и прожигатель жизни, но одновременно обладатель гениального дара вдохновенного проповедника, способного влиять на души других людей. Хотя для остальных персонажей он постоянно выступает искушением и своеобразным испытанием – для каждого своим – в итоге всегда оказывается, что именно после встречи с ним жизнь героев меняется именно в ту сторону, в которую до́лжно. Йоста – и христоподобный образ, и великий грешник, и соблазнённый, и соблазнитель, он сам абсолютно недооценивает ту степень власти, с которой он способен менять судьбы. К нему одновременно относятся как к ничтожеству, ведь он своими руками уничтожил свою благополучную жизнь и репутацию, и абсолютно никто не способен противостоять его искреннему обаянию, силе его внезапных душевных порывов, вкрадчивости его красноречия. В общем, он – самое прекрасное и самое худшее, что есть в человеке, собирательный, практически эпический образ, достойный какой-нибудь саги, олицетворяющий саму суть двойственной человеческой природы.

    Отдельно хочется отметить, как автор пишет своих героев: импульсивные, иногда совершенно нелогичные, объёмные и сложные характеры, творящие в том числе множество неблаговидных поступков и очень заблуждающиеся. Несмотря на всё это они заслуживают авторской любви и понимания, Лагерлёф создаёт таких персонажей, которых очень хочется, но очень сложно судить – возможно, это и делает их такими живыми. Анималистические образы создают как будто бы тоже определенный характер природы, которая выступает иногда сама как полноправный персонаж.

    У меня были немного смешанные ощущения от финала книги, он как будто получился несколько более оптимистичным, чем должен был на мой взгляд. Возможно, причиной тому – бесконечное человеколюбие и вера в лучшее молодого автора, которыми пронизан весь роман от начала и до конца - так что, пожалуй, именно так оно и должно было быть.

    6
    512