Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним4 октября 2013 г.Существует старинная легенда о необыкновенном призрачном городе, полным волшебства и тайны - Фата-Моргана. Город-мираж из облаков и света, из теней и оттенков. Этот чудесный город пленял воображение многих писателей, пытавшихся отобразить прелестное видение, очевидно, поэтому они создали целые миры-отражения: Лапута, Зурбаган, Лисс, Амбер, Ехо...
Каждый мастер подобен художнику, а его произведение – картине. У кого-то изображаемый фантазийный город получился сродни нежной акварели, у кого-то – пастельный рисунок, кто-то создал мозаику, кто-то – фреску, а кто-то прославился полотном, покрытым густым слоем сочных и ярких масляных красок…Но иногда из под пера выходит только эскиз чёрной тушью…
У Нила Геймана в «Никогде» Верхний Лондон получился неопределенно серым, а Нижний – всех оттенков грязного – этакий этюд в чёрных тонах, с багряно-черничным отливом. Мир мрачный, страшный, беспросветный во всех смыслах. Все герои похожи на тени – одни резко очерченные, другие – расплывающиеся, но все – двухмерные.
Нижний Лондон – это город-канализация – и по месту нахождения, и по составу его обитателей.
Нижний Лондон – тёмный мир, изнанка, зеркало, колодец, темная комната с чёрной кошкой – список аллегорий можно продолжать до бесконечности, каждый увидит в нём что-то своё…
Это произведение вполне можно назвать готическим – и пугают, и мрачно, и мистики полно, а уж крови и прочих тяжёлых подробностей убийств – сколько угодно; персонажи опять–таки определению соответствуют – черные монахи, мрачные представители аристократии (граф и маркиз), дети ночи, падший ангел и разные жуткие личности всех форм и размеров – всё очень «готичненько».
Я принялась читать этот роман осенним вечером, под звуки нескончаемого дождя, в уютном кресле под бра, выключив сотовый телефон – одним словом, создала необходимую обстановку, чтобы прочувствовать атмосферу книги, так впечатлившую моих друзей: Sireniti – «красивая, хотя местами и жуткая, сказка для взрослых» и Velora – «тёмная и таинственная, иногда страшная, а иногда смешная, но неизбежно затягивающая с головой в свой мир».
В результате испугаться у меня не получилось, восхититься тоже, больше всего моё странствие в «Никогде» было похоже на путешествие по музею с эпатажной выставкой действующих ватерклозетов в гигантской системе канализации – вроде бы культурное мероприятие, но пахнет плохо, выглядит ещё хуже, идти приходится постоянно через что-то переступая, придерживая юбку повыше и – утомительно очень! – кажется, что за новым поворотом появится что-то иное, но нет – всё те же экспонаты разных форм, материала и возраста.
Может быть, моё отношение к этой книге было бы другим, если бы не "Холодные медные слёзы" и "Ночи кровавого железа" Глена Кука (из цикла «Приключения Гаррета») с удивительным городом Танфером, в котором имеется страшная мафия, живёт весёлый частный сыщик, обожающий приударить за красотками, его верный дворецкий Дин, готовящий умопомрачительные вкусности, блистает темный эльф (вегетарианец по убеждению и убийца по профессии), обретается существо, убитое 400 лет назад, но обладающее до сих пор нетленным телом и недюжинными телепатическими способностями, люди-крысы и масса других колоритных и ярких персонажей.
Я не жалею о посещении «Задверья» («Никогде») – это расширило мои познания в географии неведомого, но, пожалуй, пойду-ка я погуляю по Танферу – хоть убийств кровавых там тоже хватает, но как-то веселее и интересней, и кормят не в пример лучше (кошатину не подают).1596