Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
PurpleMerlin25 сентября 2022 г.Но одного будет не хватать - правды личного опыта: это такая вещь, которую не может передать научное исследование. <...> Ее может передать только искусство, литературный вымысел, ведь он ближе всего к личному опыту.Отец мальчика Андриа, Феликс Ардевол, очень хочет выжать максимум из способностей своего сына: французский, немецкий, английский, латынь, греческий... Кроме языков Андриа еще учится играть на скрипке - прихоть его матери. Мальчик любит скрипку, но понимает, что никогда не будет так же хорош, как его друг Бернат, у которого врожденный талант музыканта. Мальчики одержимы идеей сыграть на антикварной скрипке, хранящейся в сейфе Феликса. Однажды Андриа подменяет скрипку Сториони своей ученической и дает ее на время Бернату. Но именно в этот день Феликс берет из сейфа скрипку и умирает, неся ее неизвестно куда. Всю свою жизнь Андриа винить себя в смерти отца, собирая по кусочкам его биографию, узнавая историю скрипки, ища свою возлюбленную.
Когда я только начала читать роман, он мне напомнил Тень ветра и Клуб неисправимых оптимистов . Иногда даже казалось, что я уже читала эту книгу - такой знакомой она была. Я даже почувствовала некоторое разочарование - я думала, что роман претендует на то место в моем сердце, которое уже давно занято. Но я продолжала читать. Одной из главных причин была повествовательная структура. Жауме Кабре создал текст, в котором временные переходы выполнены так мастерски, как я ни разу до этого не встречала. Склейка может происходить на середине диалога - вот ты читал разговор двух друзей, а вот ты уже в средневековом монастыре. При этом у читателя нет и тени смятения или непонимания, а переход этот, несмотря на свою неожиданность, абсолютно логичен. По ходу действия романа этот прием находит свое объяснение, но даже если бы этого не произошло, даже если бы это был просто стиль автора, это все равно было бы прекрасно.
Примерно к трети романа я поняла, насколько я насчет него заблуждалась. Я думала, что это будет роман-взросление, а это оказалось жизненная ретроспектива. Но главное, даже не это. А то, что роман потрясающе многослоен. Например, одним из лейтмотивов в романе является исследование природы зла. Андриа занимается изучением истории культуры и идей. В зрелые годы он пытается написать работу о природе зла: откуда оно берется, кто за него ответственен и почему его не удается искоренить. Не будет спойлером сказать, что Андриа не удается ответить на эти вопросы, но в своих поисках он постоянно натыкается на чувство вины. Причем эту вину испытывают те, кто спасся от зла, или те, кто был в безопасности. Меня очень зацепила эта тема и заставила много думать: почему виноватыми себя чувствуют те, кто тем или иным образом пострадал? Почему вину на себя берут те, кто "допустил" происходящее, не смог предотвратить зло? Зло ведь не спрашивает разрешения.
В конце концов, "Я исповедуюсь" оказался прекрасным романом. Я жила с ним несколько недель. Он ждал меня дома после работы, мы вместе завтракали, проводили выходные вместе. Мы повзрослели вместе с Андриа, но так и не поняли, в чем же природа зла. А это значит, теперь каждый раз, думая об этом, я буду вспоминать Андриа Ардевола и его скрипку.
17650