Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

ШНыр. Муравьиный лабиринт

Дмитрий Емец

  • Аватар пользователя
    Аноним29 сентября 2013 г.

    Почему-то я думала всегда, что серия "Шныр" у Емеца ориентирована на более взрослую аудиторию - хоть большая часть героев довольно молоды, но им как-то тяжелее приходится, чем юным магам из "Тани Гроттер", а Школа Ныряльщиков с ее суровым распорядком дня и каждодневными смертельно опасными нырками - это совсем не Тибидохс, в котором есть забавные призраки, скатерти-самобранки и прочие магические устройства, облегчающие жизнь.

    Быть Шныром - это постоянно испытывать себя на прочность, ставить чужое благо выше своего собственного, это я уже из предыдущих книг уяснила.

    Но эта книжка производит странное впечатление.

    С одной стороны, количество пафосных афористичных суждений автора о долге и самопожертвовании превысило всякие разумные нормы:


    "Во всякое начинание нужно вложить сердечную боль. Любое движение вперед возможно только через боль. Все, что мы не поливаем болью, перешагиванием через себя, не приносит плодов."


    Это из "Дополнения к Кодексу Шныра" цитатка, но и в тексте такого навалом.
    Это нагнетание уже пугает - только боль, страдания и прочее по тексту. Что за мазохизм? Зачем вдалбливать в голову несчастного читателя это все так навязчиво, из тома в том, повторяя раз за разом?

    А с другой стороны, героям везет не по-детски - они то случайно находят важные документы, то чудом ныряют на не приспособленной для этого гиеле, то внезапно все остаются живыми и даже серьезно не ранеными при нападении на Шныр...

    Сюжет разочаровал. Это еще одна серия бесконечного сериала, не больше того. Не чувствуется законченности, событий как-то мало происходит. Так можно продолжать бесконечно.

    А еще меня тут пугают авторские открытия в области художественной выразительности текста:


    "И прямая логика в прохождении отсутствовала. Курила в туалете через трубку для сливания воды из аквариума."


    Как-то мне от такого образа не по себе.


    "Берсерки, любители желудочных развлечений, протеиновых коктейлей и глуповатых, хорошо сформированных клуш с надежно отформатированными телевидением мозгами, смотрели на ведьм со смесью брезгливости и суеверного страха."


    Желудочные развлечения у меня ассоциируются не с употреблением хорошей пищи, а совсем наоборот - с каким-нибудь расстройством пищеварения...

    А то вдруг внезапно какая-то под Гоголя стилизация поперла, ни к селу, ни к городу:


    "Грузный Тилль, положив локти на стол, рвал зубами куриную ногу. Могучие челюсти с хрустом размалывали суставы. В том, как он насыщался, были обстоятельность и серьезность, точно и не ел он, а совершал ритуальное действо. Нечто нутряное, неповоротливое, утробно-мыслящее угадывалось во всей склоненной над тарелкой фигуре. За столом сидел не человек, не глава форта, а вершина пищевой цепочки, вобравшая в себя целую кучу живых и растительных организмов, в свой день и час сожравших друг друга. Из недр Тилля доносились низкие, рокочущие, переваривающие звуки. Это было утробное единение человека и его желудка – единение, в котором человек был слугой, а желудок – господином."

    Отдельно порадовал языколомный неологизм "времепровожденчествовали"...

    Итог:не имеющее самостоятельной ценности произведение вида "энный том из бесконечного цикла", читать можно только преданным поклонникам творчества автора.

    8
    172