Рецензия на книгу
Моя жизнь
Марк Шагал
Аноним27 сентября 2013 г.Представьте себе: когда несколько лет назад в музее MoMA в Нью-Йорке мне на глаза попадались полотна с подписью Marc Chagall, я в своей вопиющей безграмотности был уверен, что мсье был француз. Впоследствии наткнулся на интервью с кинорежиссером Александром Миттой о его новой картине "Шагал Малевич" (премьера которой ожидается, кстати, уже в октябре этого года), и сильно удивился. Какой Витебск? Вы о чем, товарищ? Пришлось в срочном порядке доставать книгу воспоминаний художника о самом себе, чтобы заполнить пробелы в образовании, а заодно не попадать впросак в будущем. Об этой книге, собственно, и речь.
И вот вместо образа эдакого экстравагантного французского художника мы видим еврейского мальчика Мойше, энного ребенка в большой еврейской семье Сегалов (Шагаловых), чуть не погибшего уже сразу после своего рождения. Отец - грузчик в селедочной лавке, от него всегда пахнет рыбой и у него на одежде - прилипшие чешуйки рыбы. Дедушка - мясник на бойне в городке Лиозно, в связи с чем будущий "предтеча сюрреализма" (так его величали сами сюрреалисты с Бретоном во главе) досыта ест мяса, когда гостит у него. А потом - первые попытки рисовать, и печальная судьба этих самых первых холстов, которые мать частенько использовала вместо половичка у входа в дом.
А вообще, зачем я вам все это пересказываю? Возьмите да и сами почитайте. Книга написана душевно, тепло, аккуратными небольшими фразами, почти каждая из которых начинается с нового абзаца. Ни дать, ни взять - мазки на холсте. Шагал пишет книгу так, как бы он писал картину. Разве что в книге у него люди и животные не левитируют над крышами домов, как на большинстве его полотен.
"Моя жизнь", по большому счету - это исповедь о несовместимости со своей исторической родиной. Всем существом своим художник не любил суеты переездов и путешествий, мечтая лишь о домике на отшибе и возможности писать картины. А жизнь распорядилась совсем иначе. Витебск, Петербург, Париж, потом снова Витебск, потом Москва и потом снова, уже всерьез и надолго, Париж… Россия не принимала Шагала, как ни пытался он применить именно там свой талант. Колоссальное фиаско в Витебске с Художественным училищем, вечное обивание порогов власть предержащих и выпрашивание средств "на культуру" (Как по-вашему, товарищ Шагал, что важнее: срочно отремонтировать мост или потратить деньги на вашу академию Искусств?). Стоит ли поэтому удивляться, что люди, не очень сведущие в истории авангардной живописи, ярчайшим представителем которой был Марк Шагал, воспринимают сейчас его фамилию как французскую?
572