Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
SALNIKOF24 сентября 2013 г.Заметки на полях книги.
Est Deus in nobis? или Horror vacui.
"В зад пинай вонючий мир!" Утверждают, что безыдейная ненависть к
миру - причина всех злодеяний Алекса. Но всё же, что это за
ненависть-то такая? Хотелось бы понять. У меня есть версия, правда,
довольно сырая - что называется, рабочая, поэтому не взыщите за...
Сами увидите, за что. А начну я издалека.
Каин, сын Адама и Евы, первым наглядно показал, что такое зло.
Господь знал, что замышляет Каин, но дал ему возможность самому принять
окончательное решение. "И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и от
чего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а
если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе,
но ты господствуй над ним." Каин не поднимает лица, и не смотрит на
Господа, ибо глаза его (Каина) в этот момент полны ненависти, а "у дверей"
его сердца притаился змей-искуситель. В личности Каина раскрывается
бунтующая натура человека. Убив Авеля, Каин восстаёт против Бога, против
Его замысла, против Его Мира. Каин убивает Авеля потому, что не может
убить Бога. Но если Каин так сильно ненавидит Бога, то почему не скажет
Ему об этом, хотя бы после смерти Авеля? Да потому, что в общении с Богом
слова не имеют значения, а только поступки."Бытие человека предполагает бытие Бога". "В поведении, игнорирующем
существование Бога, проступает не столь уж замаскированное желание убить
Его". Убить Бога и занять его место.
"Проигрыватель играл чудесную музыку Баха
(музыка - кумир Алекса, его идол, музыка давала ему
"почувствовать себя равным Богу"), и я, закрыв глаза,
воображал, как я принимаю участие и даже командую
бичиванием, делаю весь toltshoking и вбиваю гвозди,
одетый в тогу по последней римской моде".
Где бы не находился Алекс, всюду присутствует образ Бога: в баре
"Корова", в разговорах с друзьями, в доме у писателя, в тюремной церкви,
в видениях Алекса; у старухи-кошатницы на стене висит картина с
изображением распятого Иисуса Христа. Каждое злодеяние, совершённое
Алексом - это разрушение одной из десяти Божьих заповедей.Весьма любопытен эпизод с писателем Ф. Александром. В своей книге
"Заводной апельсин" он описывает то, что в последствии случится с
Алексом - по сути предсказывает его судьбу, а возможно, и создаёт её.
В известном смысле писатель в своих произведениях подобен Богу. Если
принять это во внимание, становится понятно, почему Алекс горько
пожалел о том, что не убил Александра и его жену. В последствии место
писателя займёт Алекс. Не случайны и одинаковые имена. Но если
Александр - это защитник людей, то Алекс - его антитеза.Частная история перерастает У Берджесса в общечеловеческую. Дальше
по тексту книги: "Да и не вся ли наша современная история, блин, это
история борьбы маленьких храбрых личностей против огромной машины".
Здесь у Берджесса такая чисто Хайдеггеровская подача. Под "огромной
машиной" следует понимать Господа Бога и Его Церковь. Раньше Бог стоял
в центре внимания человека, но за последние триста лет ситуация сильно
изменилась. За это время человек отошёл от Бога так далеко, что
практически потерял Его из вида. Человек обращает свой взгляд на себя,
на своё Я. Бог становится ненужным, лишним, несуществующим, мёртвым.
Теперь всё во "власти Человека"! И вот Берджесс предлагает нам
интересный эксперемент по "усовершенствованию" СОЗДАННОГО, так сказать,
по образу и подобию... Преступника и убийцу Алекса, при помощи
супер-пупер гипноза превращают в хорошего мальчика (убирают криминальные
рефлексы). Больше у него никогда не возникнет желание совершать насилие
или нарушать каким бы то ни было образом порядок в государстве. Алекс
перестаёт быть опасным для окружающих, но он так же перестаёт быть
существом, наделённым способностью нравственного выбора.
"Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или
выбор добра? Быть может человек, выбравший зло, в чём-то
лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору"?
И здесь я возвращаюсь к тому, с чего начал всю эту канитель. У Каина
был выбор и Господь не препятствовал ему. Каин понёс наказание, но
сохранил своё право сознательно выбирать между добром и злом.PS. В конце книги, незадолго до того, как гнусные политиканы вынуждают
Алекса на попытку самоубийства (у него не было выбора), на него
снизошло виденье:
" Бог, ангелы и святые принялись вроде как качать мне
головами, словно говоря, что сейчас не время, но я
должен попробовать снова".34566