Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Euggenya10 сентября 2022 г.Ва-банк, или Игра на опережение
Что-то вроде преамбулы.
Бульварные романы НЕ люблю. Хождение "по головам" в любом роде деятельности НЕ приветствую. В театр ХОЖУ, иногда - с большим удовольствием.Итак, по сути... Джулия Лэмберт - "стареющая" театральная актриса с угасающей (не без активного участия молодой конкурентки) карьерой и весьма туманными перспективами в личной жизни (опять же - не без участия). Впрочем, всё это с полагающимися такому случаю подробностями вы можете с успехом прочесть у других рецензентов. Кстати, друзья, кому первому пришла когда-то в голову "замечательная" мысль о том, что в рецензии непременно должно присутствовать краткое содержание книги/фильма/спектакля?...
Впрочем, вернёмся к произведению, споры о "величии" которого не угасают и по сей день. Дескать, и бульварный роман достаточно "средний", и стиль повествования с претензией на некоторую "примитивность" без глубоких мыслей и сложных предложений...
Я же готова перечитывать "Театр" ради одной-единственной сцены ближе к концу, когда Джулия одним махом "кладёт на лопатки" ту самую молодую конкурентку во время премьеры. Всё. Точки над "i" расставлены...В шоке молодой любовник Том, мгновенно и бесполезно "сменивший вектор"...
"... - Дорогая, это было великолепно! Ты поразительна! Черт, вот это спектакль!- Тебе понравилось? Эвис была хороша, правда?
- Эвис? Ужасна!
- Милый, что ты хочешь этим сказать? Мне она показалась обворожительной.
- Да от нее осталось одно мокрое место! Во втором акте она даже не выглядела хорошенькой..."
В шоке автор, произведение которого так неожиданно представлено на сцене...
"... Послышался стук, и - легок на помине - в дверях возник автор собственной персоной. С восторженным криком Джулия подбежала к Нему, обвила его шею руками и поцеловала в обе- Вы довольны?
- Похоже, что пьеса имела успех, - ответил он довольно холодно.
- Дорогой мой, она не сойдет со сцены и через год, - Джулия положила ладони ему на плечи и пристально посмотрела в лицо. - Но вы гадкий, гадкий человек!
- Я?
- Вы едва не погубили мое выступление. Когда я дошла до этого местечка во втором акте и вдруг поняла, что вы имели в виду, я чуть не растерялась. Вы же знали, что это за сцена, вы - автор, почему же вы позволили нам репетировать ее так, будто в ней нет ничего, кроме того, что лежит на поверхности? Мы только актеры, вы не можете ожидать от нас, чтобы мы... чтобы мы постигли всю вашу тонкость и глубину. Это лучшая мизансцена в пьесе, а я чуть было не испортила ее. Никто, кроме вас, не написал бы ничего подобного. Ваша пьеса великолепна, но в этой сцене виден не просто талант, в ней виден гений!
Автор покраснел. Джулия глядела на него с благоговением. Он чувствовал себя смущенным, счастливым и гордым..."В шоке и мы - читатели, уже успевшие грустно смириться с тем, что время блистательной Джулии ушло...
Мы ошиблись, как и те, кто с некоторой долей сожаления или злорадства "похоронили" эту интересную и неординарную женщину. Жестокую? Ну, быть может, чуть-чуть... В конце концов, практически ВСЕ, окружающие её, тоже были далеки от благородства! Но дело здесь абсолютно в другом. "Вы оцените красоту игры!" - эта строчка из известной песни не менее известного советского фильма подходит как нельзя лучше.
Итог: роман достойный - прочитать, где-то улыбнуться, где-то призадуматься... Определённо будет полезен сильным, уверенным в себе женщинам (не феминисткам!), по какой-то причине (или не без чьей-либо помощи) упустившим почву под ногами и пытающимся вновь обрести баланс и опору. Не будет отвергнут и мужчинами (не женоненавистниками!), которым не чужды самоирония и отношение к женщине, как к доброму и интересному союзнику.
Что действительно вызывает сожаление, так это отношения ГГ и её сына. Джулия немного "заигралась" и в этом направлении. Причём, сделала это задолго до того времени, о котором повествует "Театр".
"... Ты не существуешь. Ты - это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это - боюсь, что никого там не найду..."
Жуткие и жестокие слова повзрослевшего ребёнка... Но я отчаянно верю, что Джулия Лэмберт, которую мы покидаем в конце романа с абсолютно восстановленным миром и спокойствием в душе, найдёт возможность справиться и с этой задачей...5130