Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Только любовь

Константин Бальмонт

  • Аватар пользователя
    Аноним5 сентября 2022 г.

    Только любовь – это не так уж и мало.

    Константин Дмитриевич БАЛЬМОНТ – «Только любовь» (книга стихов, 1903 г.)

    Изучая историю на уроках в советской школе, я представлял себе эпоху Николая II в серо-красных тонах. Серая безликая жизнь серых немытых рабочих, гнущих спину на Николашку «Кровавого», который время от времени устраивает для своих «рабов» то кровавую коронацию, по русско-японскую войну, то «Кровавое воскресенье», чем подмешивает в серую жизнь подданных горькую красную струю.
    И в этой жуткой атмосфере партийной строкой призывал к революции Ленин, а художественной строкой – Горький. Песней о Буревестнике, пьесой «На дне» и романом «Мать» я исчерпывал в детстве своё представление об «ужасных» 1900-х годах.
    Но потом оказалось, что всё было совсем не так. Что было большое количество авторов, которые писали совсем о другом и жили совсем другими представлениями. Например – Бальмонт.

    Книга «Только любовь», на мой взгляд, стала первым шагом поэта вниз, к закату.
    До сих пор нам открывались всё новые и новые грани творческого дара поэта, но эта, седьмая, книга, хотя и стала яркой, пышущей жизнью, страстью и первобытным языческим анимизмом, ничего нового нам не показала. Всё здесь нам уже знакомо.
    Впрочем, это не значит, что книга плоха.

    Жизни податель,
    Светлый создатель,
    Солнце, тебя я пою!..
    (из цикла «Гимн Солнцу»).

    Свет, тепло и самоё жизнь даёт человеку Солнце, поэтому Бальмонт молится именно ему. Будучи стихией сам, Бальмонт видит в Солнце родственное себе существо – столь же могущественную стихию, которая, однако, величественнее поэта тем, что ПОРОДИЛА его. А значит – ему надо молиться.

    Всё люблю я в тебе, ты во всём и всегда – молодое,
    Но сильнее всего то, что в жизни горишь ты – для всех.
    (из цикла «Гимн Солнцу»).

    Поэт ценит в Солнце то, что у него нет избранников. То, что ему одинаково дорого ВСЁ сущее.

    Люблю в тебе, что ты, согрев Франциска,
    Воспевшего тебя, как я пою,
    Ласкаешь тем же светом василиска,
    Лелеешь нежных птичек и змею.
    (из цикла «Гимн Солнцу»).

    Любопытно, что люди часто УПРЕКАЮТ своего Бога за то, что он «льёт свой свет на праведных и неправедных». Им хочется именно ИЗБРАННОСТИ. Но Бальмонт сам избранник, сам бог, и он не нуждается в какой-то особой опеке стихий. Будучи вознесённым богами, сверх меры одарённым ими, он не претендует на ещё какое-то особенное отношение, он ценит равенство.
    Бальмонту не нужен личный Бог и личный спаситель. Ему безразличен Христос просто потому, что Христос ничего не может дать ему. Вот Солнце может дать (и даёт!) поэту ВСЁ, а Христос – что?
    И поэт воспевает Солнце.
    Солнце и свой дар, свой удел.

    О мироздатель,
    Жизнеподатель,
    Солнце, тебя я пою!
    Ты в полногласной
    Сказке прекрасной
    Сделало страстной
    Душу мою!

    Жизни податель,
    Бог и создатель,
    Мудро сжигающий – свет!
    Рад я на пире
    Звуком быть в лире, -
    Лучшего в мире
    Счастия нет!
    (из цикла «Гимн Солнцу»).

    Поэт по Бальмонту – это не труженик, не слуга народу или царю, не обслуга издательств и журналов. Поэт – это СТИХИЯ. А стихия – это больше, чем Бог, ибо, как мы знаем, боги умирают, лишившись преданности своей паствы, а стихии губят миры и создают новые.

    Смешалось всё. Людское я забыл.
    Я в мировом. Я в центре вечных сил.
    (из стихотворения «Солнечный луч»).

    Нужна ли Бальмонту революция? Будет ли он «экспроприировать экспроприаторов» и жечь чьи-нибудь поместья? Будет ли он БОРОТЬСЯ?
    Конечно, нет. Бальмонт вместе со своим даром получил от стихий ВСЁ. И он ни в чём не нуждается, кроме себя и своего призвания поэта.
    Хочет ли поэт быть царём? О, нет, - он никогда не был столь мизерен. Царь людей для него, очевидно, столь же убог, как и царь зверей.

    Мой зверь – не лев, излюбленный толпою, -
    Мне кажется, что он лишь крупный пёс…
    (из стихотворения «Мои звери»).

    Нельзя сказать, что поэт не любит людей или, тем более, ненавидит их. Нет! (Хотя иногда он и заявляет о своей ненависти к людям – это лишь слова). Он просто ВНЕ их и до них ему нет никакого дела.

    … Эту чудную Жар-птицу я в руках своих держу,
    Как поймать её – я знаю, но другим не расскажу.

    Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,
    Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.
    То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,
    Мне смеётся там блаженство, где другим грозит беда.

    … И меня поймут лишь души, что похожи на меня, -
    Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!
    (из стихотворения «Жар-птица»).

    Бальмонт ОБЪЕКТИВНО стал ВЫШЕ людей. Он ПОДНЯЛСЯ над ними, ПЕРЕРОС их, и они ему больше не интересны.
    Хотя… женщинами он, видимо, не пренебрегал никогда.

    Я заглянул во столько глаз,
    Что позабыл я навсегда,
    Когда любил я в первый раз
    И не любил – когда?..
    (из стихотворения «Звёздный хоровод»).

    Как и в прежних своих книгах, Бальмонт говорит о своей неверности, мимолётности, НЕМУДРОСТИ.
    Поэта невозможно представить себе в роли учителя, сенсея. Бальмонт – некое явление природы. А явлением природы можно только РОДИТЬСЯ, можно только БЫТЬ – этому НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ и этому нельзя научить.

    Я не знаю мудрости

    Я не знаю мудрости, годной для других.
    Только мимолётности я влагаю в стих.
    В каждой мимолётности вижу я миры,
    Полные изменчивой радужной игры.

    Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
    Я ведь только облачко, полное огня.
    Я ведь только облачко. Видите: плыву.
    И зову мечтателей… Вас я не зову!

    Но, не претендуя на роль мудреца, Бальмонт постиг главное – подобное открывается подобному, любовь придёт к любящему.

    Есть полногласность ответа,
    Только желай и зови.
    Длинные линии света
    Тянутся к нам от любви.
    (из стихотворения «Линии света»).

    Но любовь Бальмонта – это не та любовь, которая что-то ДАЁТ. Это любовь ОТБИРАЮЩАЯ. Девицам лучше не приближаться к поэту – они перестанут быть девицами, но не приобретут в результате этого акта ничего. Бальмонт влюблён в себя и в саму СТИХИЮ любви. Он никогда не будет влюблён в ЧЕЛОВЕКА. Он сольётся с женщиной в экстазе любовного чувства и покинет её – пойдёт своей дорогой.

    Я ненавижу человечество,
    Я от него бегу спеша.
    Моё единое отечество –
    Моя пустынная душа.

    С людьми скучаю до чрезмерности,
    Одно и то же вижу в них.
    Желаю случая, неверности,
    Влюблён в движение и стих.

    О, как люблю, люблю случайности,
    Внезапно взятый поцелуй,
    И весь восторг – до сладкой крайности,
    И стих, в котором пенье струй.

    Бальмонт вне борьбы и вне общества потому, что обретает цельность внутри себя самого.

    Далёким близким

    Мне чужды ваши рассуждения:
    «Христос», «Антихрист», «Дьявол», «Бог».
    Я – нежный иней охлаждения,
    Я – ветерка чуть слышный вздох.

    Мне чужды ваши восклицания:
    «Полюбим тьму», «Возлюбим грех».
    Я причиняю всем терзания,
    Но светел мой свободный смех.

    Вы так жестоки – помышлением,
    Вы так свирепы – на словах.
    Я должен быть стихийным гением,
    Я весь в себе – восторг и страх.

    Вы разделяете, сливаете,
    Не доходя до бытия.
    Но никогда вы не узнаете,
    Как безраздельно целен я.

    Сам я, признаться, далёк от такого мировоззрения, но читать Бальмонта и наблюдать за Бальмонтом, следуя за ним из книги в книгу, мне интересно.

    26
    144