Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Графиня Рудольштадт

Жорж Санд

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2022 г.

    Достижимы ли идеалы свободы, равенства, братства

    Вторая часть дилогии продолжает приключения Консуэло, главной героини одноимённого романа, оперной певицы, обладающей гениальной музыкальностью, уникальным голосом, чистой душой и стойкой натурой. Консуэло - ученица знаменитого композитора Порпоры, за что её прозвали Порпориной. А ещё она графиня Рудольштадт, обвенчавшаяся с молодым графом Альбертом Рудольштадтом, владельцем богатых имений в Богемии, перед самой его смертью. Но Консуэло отказывается от титула и наследства Рудольштадтов и решает продолжить свою музыкальную карьеру.

    В начале романа мы застаём Порпорину в Берлине на оперной сцене спустя год после последних трагических событий в замке Рудольштадтов. Первая часть романа очень интересно и выразительно представляет прусский двор, короля Фридриха Великого и его окружение. Встречаем много реальных исторических лиц - Вольтер, граф Сен-Жермен, знаменитый авантюрист Фридрих фон Тренк, королевские фавориты и придворные, упоминается и Калиостро, здесь у него репутация шарлатана, в отличие от Сен-Жермена, который просто туманная личность.

    Против своей воли Консуэло оказывается втянута в интриги прусского двора, вынуждена опасно балансировать среди разнонаправленных интересов высокопоставленных лиц и заговорщиков. Певица в смятении, она хотела бы покинуть Берлин, здесь душно от атмосферы подозрительности, подавленности и жёсткого контроля, ведь без ведома короля никто не смеет и вздохнуть. Хотя она не знает за собой никакой вины, тем не менее чувствует себя в опасности, тем более, что у неё нет здесь друзей, нет никого, кому можно было бы доверять, и даже её доброго друга, покровителя, духовного отца и учителя профессора музыки Порпоры нет рядом, так как король не даёт ему разрешения на въезд в Пруссию.

    Бедная Консуэло, к дворцовым интригам вплетается ещё и мистика – её преследуют призраки умершего мужа графа Рудольштадта, смущают путаные фокусы Калиостро, внушившие ей сомнения в его смерти, изматывают суеверия принцессы Амалии, вздумавшей водить с ней дружбу, а теперь ещё и появившийся ниоткуда граф Сен-Жермен, туманно намекающий на тайны жизни и смерти графа Альберта. Все это нервически действует на чувствительную натуру Консуэло.

    Далее – мистики, философии, ритуалов тайных масонских обществ становится всё больше и больше, действие замедляется, наполняясь многостраничными монологами и затянутыми изматывающими диалогами с адептами Посвященных в тайное общество. Но и во второй части романа есть яркие готические сцены – побег из крепости Шпандау, блуждания в лабиринтах, парках и подземельях. В финале Консуэло ждёт потеря материального богатства, отсутствие положения в свете, общепринятого благополучия, но зато обретение свободы творчества и счастливой взаимной любви.

    Судя по этой книге, Жорж Санд перелопатила горы философских трактатов, различных учений мистиков, исторических фактов, относящихся к Германии, Чехии, Австро-Венгрии, а также её очень серьёзно занимали вопросы свободы личности, творчества, сословного неравенства, жестокости и невежественности правителей, угнетения и бесправия народа, и, конечно, семейного неравноправия женщин.

    88
    2,8K