Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фридолин, нахальный барсук

Ганс Фаллада

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2022 г.

    …Нет, все-таки, он и вправду нахал, этот барсук Фридолин: так непоколебимо уверен, что мир существует только для него...

    Знакомство с немецким писателем Гансом Фалладой состоялось благодаря одной из игр Лайвлиба. В Википедии сказано, что автор работал в жанре критического реализма, про который все та же  Википедия сообщает: что произведения этого жанра раскрывают причинно-следственную связь между социальной средой и обстоятельствами жизни человека, его психологией.

    Фаллада писал книги не только для взрослых, но и для детей. "Фридолин, нахальный барсук" - сказка, написана специально для дочери писателя - Мушки.

    Небольшое отступление. Ганс Фаллада - это псевдоним, взятый из двух сказок братьев Гримм: "Счастливый Ганс" или другой перевод "Ганс в счастье" (имя Ганс), а Фаллада из сказки "Гусятница"  — так там звали говорящего коня.

    Вообще, для немецких сказок, братья Гримм собирали и обрабатывали народный фольклор, характерно  жестко-реалистичное изображение. "Хиппи-энд" в них  неоднозначный, зато морали о воспитании важных качеств характера, предостаточно.

    Аннотация обещает нам знакомство с барсуком-мизантропом - не самый привлекательный персонаж.)

    История начинается с рождения главного героя в уютной барсучьей норе. За малышами следит мама - барсучиха Фридезинхен . Отец?



    Отца своего Фридолин не знал, ибо барсуки, склонные по натуре к уединению, живут только для себя. Муж и жена не живут вместе, и мать вынуждена одна воспитывать малышей, покуда они не вырастут настолько, чтобы самим о себе позаботиться в этом мире.

    Повествование с самого начала достаточно саркастическое и без сентиментов. Реальность вещь жестокая.

    Автор замечает, что барсуки умеют считать до двух, что больше двух уже много. Вот мы наблюдаем как четверо малышей барсучат вышли на прогулку: наш герой, его две сестры и брат. Одна из сестер бултыхнулась в озеро, и тут её быстренько съела щука.



    Фридезинхен сначала очень испугалась, услыхав всплеск и увидав, как дочка исчезла в воде. А потом принялась бегать вокруг оставшихся детишек и считать их:

    — Раз, два — много!

    Все сходилось, и раньше их было много, и теперь тоже много. Все в полнейшем порядке. Вот видите, как полезно уметь считать только до двух!

    В конечном итоге, выживает только один из малышей, Фредолин, он живет с матерью. Затем следующая мысль - ребенок вырос, пора жить отдельно, о чем ему мама и сообщает: "Иди жить в другую нору!". Но здесь весьма интересный поворот.



    — Не выйдет, матушка Фридезинхен! Если кто и должен отсюда убираться, так это ты! Ты все твердишь про лисью нору, которая мне совсем не по вкусу, — так вот и обживай ее сама! Я сильнее тебя, я натаскал сюда припасов, так что давай, проваливай, и я наконец отдохну от твоей бабьей ругани!

    Мать сначала обижается, а



    Потом она признала, что сын ее Фридолин прав, ведь право сильнейшего почитается во всем зверином мире, и вообще это закон всей жизни...

    Странное у меня впечатление об этой сказке. Автор замечательно описал повадки барсуков, их характер, среду обитание. Только вот очеловечивание персонажей не пошло им на пользу.

    То что естественно в мире животных, как-то странно смотрится в мире людей. Френдолин, он не мизантроп, он просто барсук со своими инстинктами и нормальным барсучьем поведением, естественным для мира животных.

    Произведение не создает впечатление сатиры, когда, например, люди изображаются животными-персонажами. И тот критический реализм, который неплохо работал у автора при изображении мира людей (по мнению других рецензентов, я другие книги автора не читала), здесь у меня вызывает недоумение.

    Люди в сказке тоже будут - это семья Дитценов (настоящая фамилия автора). Папа, мама и трое детей: два мальчика - Ули и Ахим, а девочка — Мушка. Персонажи, скажем так, не особо симпатичные. Но у нас же реалистичное изображение.

    И вот, между семьей и барсучком начинается - война. Фредолин повадился ходит в огород семейства, чтобы подкрепиться. Опять таки, нормальное поведение для животного.

    Вывод правильный. Но пример войны - противостояние людей с барсуком, на мой взгляд, не самый удачный.



    И в общем-то не так уж важно, кто выйдет в ней победителем, кому удастся в конце концов осуществить цель всякой войны: нет-нет, вовсе не отстоять свою нору, защитить от ограбления кукурузное поле или с голоду не умереть до весны. Главная цель всякой войны — вовсе не обеспечить свои интересы, (о них обыкновенно забывают после первого выстрела), главная цель войны — уничтожить врага. Цель эта, сами понимаете, чересчур возвышена, чтобы принимать во внимание какие бы то ни было интересы, в том числе свои собственные. Тут уже возникает бескорыстный идеализм ненависти, "наслажденье битвой жизни".

    66
    509