Рецензия на книгу
Зеленая миля
Стивен Кинг
Diomed16 сентября 2013 г.В этой книге Стивен Кинг достиг той глубины, которой, в принципе, можно достигнуть в жанровой литературе. Как галерея образов и захватывающая драма ''Зелёная миля'' великолепна. Кинг ставит множество вопросов, на которые просто невозможно дать конечные ответы, и сам роман оставляет впечатление нерешённой задачи. Но сама попытка решения даёт нам представление о мировоззрении автора, ведь недаром Фрэнк Дарабонт сказал, что здесь мы видим совсем иного Кинга, писателя-гуманиста. Гуманизма в романе, и впрямь, предостаточно, так что я не мог понять, с каких небес свалились на грешные головы Биттербака, Делакруа и Коффи столь замечательные надзиратели? Ведь любой Перси потеряется в тени Сэма Нортона и Байрона Хедли. Здесь же вполне адекватные тюремщики, вынужденные устроиться на данную работу во времена суровой ''великой депрессии''.
В книге дана серия ярких образов, среди которых выделяются два - Пол Эджкомб и Джон Коффи. Пожалуй, Коффи - главный герой ''Зелёной мили'', а повествование ведётся от лица Пола Эджкомба по принципу ''Побега из Шоушенка''. Я думаю, Кинг не просто так избежал повествования в третьем лице. Иначе невозможно было бы сохранить сюжетную интригу. Читатель, вместе с Полом, борется с противоречиями, возникающими вокруг личности Джона Коффи. Сама линия повествования располагает к тому, чтобы сочувствие к судьбе Джона зародилось вне зависимости от доказанности его преступления. В определённый момент готовый согласиться с тем, что юродивость Коффи не оправдывает им содеянного, Эджкомб приходит к мнению, что смертная казнь в его случае необходима. Сама аналогия с собакой, покусавшей ребёнка, производит эффект холодного душа. Узнав истинное положение вещей, приходишь в редкое негодование - и без того хотелось, чтобы тюремные решётки треснули. Ведь казалось, что более эффективное применение сверхспособностей для Коффи - дело времени. Кинг словно уходит от решения вопроса проблемы смертной казни, потому, что в финале мы видим не смертную казнь. Мы видим добровольную эвтаназию. Вот только автор не нашёл этому вразумительной аргументации, не ответил на вопрос - зачем? Нам даже не досталось молчаливого взгляда Дэвида Гейла. Стивен Кинг оставляет читателю право решать самому, почему Джон Коффи решил пройти свою ''зеленую милю'' до конца.
1377