Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пурпурная линия

Вольфрам Флейшгауэр

  • Аватар пользователя
    Ptica_Alkonost24 августа 2022 г.

    Интриги на ком женится Генрих давно уже нет, а вот почему умерла Габриэль - это таааайна

    1996 год, уже шесть лет бурлит интеллектуальная общественность по поводу "Фламандской доски" Перес-Реверте, но до волны хайпа Кода Да Винчи еще семь лет. Выходит "Пурпурная линия", некий новый порог арт-исследований, где за основу выбрана благодатная эпоха французской истории, щедро популяризированная Дюма и его товарищами по цеху. Прочитав сладостно-романтизированную Прекрасную Габриэль Маке, я решила "докрутить" эту тему интеллектуальным детективом на тему изображения пресловутой Габриэли, знаменитой любовницы Генриха Четвертого, чуть было не ставшей королевой Франции. Не было бы тогда Короля-Солнце, был бы Александр Генрихович Первый.

    Согласитесь, все же странная композиция, верно? Две обнаженные благородные молодые дамы в ванне со странной постановкой рук. Такие все покато-холеные, знающие себе цену и явно желающие донести до зрителя важную мысль. Не менее загадочен выбор художника предметов и сцен для заднего плана.

    Но еще более загадочным является исторический факт, что Генрих, вопреки многим тогдашним политическим веяниям, прямо и открыто собирался узаконить отношения со своей многолетней пассией (долгосрочные отношения в целом были не в его характере, потому сие удивительно и многозначительно), сделав ее из содержанки, если не сказать грубее, христианнейшую королеву. Габриэль была очень даже за, но незадолго до официальной церемонии скончалась. Далее история известна по хрестоматиям и учебникам. Однако, что же случилось с Габриэль? Некачественная медицина? Скрытая болезнь и воля случая? Отравление? Если последнее, то кто убийца белокожей красавицы? Заговор ли это?

    Именно с такой затравкой автор нас легко погружает в происходившие тогда в Европе события, когда бракосочетания и деторождение власть имущих очень сильно влияли на расстановку политического влияния. Для этого автор использует прием параллельного рассказа, когда действие происходит в наши дни и во времена Гугенотских войн. В наши дни есть любопытствующий исследователь, который зацепился душой за эту самую картину и начал разворачивать свои версии на ее счет, а ему подкидывали материал и обсуждали с ним его версии. Во времена Генриха же повествование будет показано глазами нескольких персонажей, разных по статусу, но одинаково втянутых в эту историю.

    Причем и внутри каждого времени будут опробованы разнообразные приемы, тут вам и диалог ученых, и изучение протоколов допросов, и дневниковые записи, и искусствоведческое описание картин и вполне себе художественный текст. Нахлест информации от разных сцен дает возможность ощутить себя обладателем полной картины происходящего. Конечно же это не так, но ощущение интересное. Равно как и видеть коллаборацию из исторических фактов, реальной загадки, ряда картин на один сюжет с отличающимися деталями и вариациями гипотез: что же случилось на самом деле?

    Мы так устроены, что стремление узнать что было "на самом деле" подтачивает наше любопытство и дает большой простор для фантазии и логики. В "Пурпурной линии" нам дают факты, которых ввиду дремучего времени немного, показывают реальные произведения изобразительного искусства и подводят к финальной версии не только о смерти Габриэли, но и о том, что же хотел сказать художник этой самой картиной с дамами в ванне.
    Если не искать прямолинейный детектив. любить историю и загадки прошлого, "Пурпурная линия" может неплохо скрасить времяпровождение.

    31
    633