Рецензия на книгу
Sea of Tranquility
Emily St. John Mandel
HeartOfAtlantis23 августа 2022 г.What if it always is the end of the world?
Что, если мы постоянно живём в состоянии конца света? <...> Могли бы мы вообразить конец света в качестве продолжительного явления, бесконечного процесса.С Эмили Сент Джон Мандел познакомилась впервые, так что отсылки к прочим произведениям в этой книге меня не смущали. В целом её было интересно читать, хотя первая часть книги и длилась гораздо дольше, чем нужно, сквозь неё пришлось продираться как героям произведения в канадских лесах в самом начале. В сюжете есть некоторая спутанность, он пестрит количеством героев, да и не идёт так спокойно и прямолинейно, как хотелось, чтобы он шёл, читателям, и как кажется, что он идёт, автору. Всё это весьма расходится с плавным и лиричным языком повествования (его очень хочется сравнить с кристальной чистотой воздуха того же канадского леса и тем, что в книге обзывалось wilderness). Кажется, что письмо и сюжет будто идут не в ногу, что если не сбивает, то отвлекает.
Честно говоря, мне не очень нравятся книги, где сюжет играет второстепенную роль, а в случае с этим произведением получается именно это. Он разумеется там есть, но ты всё время стоишь где-то от него в стороне и смотришь на небо под куполом лунной колонии, пытаешься вообразить себе очищенный воздух и белый шум, растекающийся в унисон приборов, поддерживающих жизнь; на заходящее солнце, ослепляющее ферму в Огайо, за которой следят бесчисленное количество роботов, служащих тут; на антиутопичный вид здания Института Времени. И вот за этим всем наблюдать действительно интересно.
Что ещё представляет интерес?
Переплетенные судьбы всех персонажей (но без факта переплетения) — всё это нам знакомо, и не важно, о каком веке идёт речь. Все наши жизни когда-то закончатся, всем эпохам последуют новые эпохи (Не в этом ли бесконечный конец света?).
Гиперфокус на катаклизмах и пандемиях (автор явно сливает в книгу свои страхи, вдоволь изученные за время локдауна), кажется, что реальному человечеству тоже неплохо было бы всё это переосмыслить и сделать выводы.
Этичность путешествий во времени — если рассматривать книгу как ответ Айзеку Азимову на его Конец Вечности , то получается, что автор не допускает никаких изменений людьми будущего в прошлом, хоть в реальности книги некоторые персонажи, не всегда впрочем названные, и совершают изменения.
В целом: не могу сказать ничего плохого, да и ничего хорошего сказать тоже не могу. Жалеть о чтении не приходится, но и советовать книгу тоже. К пост-ковидному сюжету и размышлениям зачем-то добавилась тема путешествий во времени, но язык и созданный автором мир довольно приятные. Читать было вполне интересно, но некоторые действия персонажей и моменты озарения происходили раньше рассчитанного автором момента.
6343